Шабли, Кот де Нюи (Фиксин, Вужо), Кот де Бон (Поммар, Сантене), О Кот де Нюи, О Кот де Бон, Кот Шалоннез (Руйи, Живри), Маконне (Пюи Фюссе), Божоле (Флери, Шибруль)
Особенности:
Все вина Бургундии производятся из одного сорта винограда. Исключением является Бургонь Пасс-Ту-Грен, полученное из смеси Пино Нуар и Гаме.
Контролируемые наименования состоят из самых общих наименований типа Бургонь, Алиготе; далее идут наименования по районам, например, Божоле, Кот де Бон; название коммун — Флери, Шассань-Монтраше и т.д. — указывает на более высокое качество вина; некоторые участки, учитывая качество их почвы и вина, классифицируются как Премьер Крю, название коммуны еще присутствует, но объединено с названием участка, например, Шамболь-Мюзиньи Ле Амурез, Алокс-Кортон Ле Мурешод; названия участков с исключительной почвой и большой известностью указываются без сочетания с наименованием коммуны, например, Шамбертен, Кло де Вужо (Гранд Крю).
Хотите узнать подробнее о винах Бургундии? Читайте статью Вина Бургундии
Создание этикетки — дело очень тонкое и сложное. Тут требуется выразительность и лаконичность: небольшой по формату рисунок должен отражать характерные особенности вина и быть запоминающимся. Не менее важное условие — хороший вкус. Всякого рода реклама на этикетке исключается. Можно говорить о двух направлениях развития этикетки:
традиционный стиль: бумага белая, кремовая; геральдика, строгое полиграфическое исполнение, мало красок;
современный стиль: живые цвета, акварельные рисунки; такая этикетка часто используется для местной продукции, вин новых наименований или молодых.
Различные исследования позволили выявить несколько типов среди потребителей вина. Каждый из них проявляет своеобразное отношение к этикетке.
Эстеты — знатоки, которые делают свой выбор на основе дегустации. Вино для них является объектом капиталовложений. Этикетке отводят второстепенную роль, для оценки вина используют другие параметры. В этикетке этот тип потребителя больше ценит эстетику.
Софисты — потребители, владеющие более или менее широкой информацией о вине. Они проявляют некоторую твердость в выборе, которая объясняется своеобразным консерватизмом. Их привлекают прежде всего «традиционные» этикетки, соответствующие стандартам наименований.
Калитативисты — потребители, ориентированные прежде всего на качество и специфические продукты, например, на био-вино, низкокалорийное вино. Чуткие к нововведениям, потребители этого типа готовы воспринять новые продукты, разлив, упаковку.
Повседневный потребитель невысококачественных вин. Упаковка и этикетка — мало что для него значат. Главное — низкая цена.
Неопотребитель — мало разбирается в вине, скорее склонен к употреблению слабоалкогольных, ароматизированных и безалкогольных напитков, коктейлей. Не ценит исторически сложившихся традиций, критически относится к стандартам, нормам. Покупатель этого типа ценит неординарную этикетку.
Когда-то роль этикетки играл сургуч. Первые бутылки, используемые после рождения Шампанского игристого вина в конце XVII века, были совершенно «голые». Некоторые отличительные знаки, указывающие на происхождение и особенности вина, помещали на сургуче, которым покрывали пробку. На него накладывалась печать с цифровым, буквенным или каким-либо другим изображением. Каждый винодел отличал таким образом свое вино, причем по цвету сургуча определялось и качество вина. Еще один способ отличить одно вино от другого: клеймо с изображением различных гербов производителя вина на дне бутылки.
На каждой бутылке вина должна быть художественная этикетка, содержащая важнейшие сведения о вине. Название вина должно быть написано на русском (при экспорте в Россию) и французском языке. Обязательно указывает вместимость бутылки, содержание этилового спирта и сахара, а также стандарт, которому должно соответствовать данное вино. По этим показателям моно определить группу, к которой оно относится, и примерно определить его свойства.
На этикетке может быть товарный знак фирмы или предприятия. На лицевой или оборотной стороне этикетки ставится штамп с указанием даты разлива.
Гарантийный срок хранения, в течение которого предприятие-изготовитель гарантирует сохранение неизменным (без ухудшения) качество вина, обычно оставляет 3 месяца. Однако, если при покупке выяснилось, что этот срок истек, не спешите отставлять бутылку. Посмотрите, сохранилась ли прозрачность вина, нет ли на дне осадка. Если все в порядке — такую бутылку можно смело покупать. С увеличением срока хранени качество вина, как правило, улучшается.
Наименование предприятия, производившего разлив, указывается на лицевой или оборотной стороне этикетки или оттиском на колпачке, укупоривающем бутылку.
На горлышко бутылки с марочным вином (коньяком) наклеивают кольеретку с указанием срока выдержки. На бутылке с коллекционным вином должен быть дополнительный ярлык со словом «коллекционное» и указанием лет бутылочной выдержки; ее горлышко украшается кольереткой с указанием года урожая винограда, из которого приготовлено это вино. Для вин контролируемых наименований по происхождению на этикетке указывают: «вино контролируемого наименования по происхождению». Бутылку снабжают контрэтикеткой, на котором изображена схема района, где изготовлено вино, с обозначением виноградных участков. Такие вина укупоривают корковыми пробками, поверх которых на горлышко одевают металлический или пластмассовый колпачок, а так же навинчивающимися колпачками.
Коллекционные вина укупоривают только корковыми пробками. на горлышко одевают металлический или пластмассовый колпачок.
Вина марочные и выдержанные могут быть укупорены как корковой, так и полиэтиленовой пробкой с металлическим или пластмассовым колпачками, а также навинчивающимся металическим колпачком.