В середине XVIII века в провинции Шампань делаются первые попытки этикетирования. На маленьких кусочках пергаментной бумаги в центре выпуклой части бутылки, поставщик вина или его клиент делали от руки общие пометки. Но дорога в мир этикеток была открыта. Этикетки, похожие на этикетки нашего времени, стали использовать к 1820 году торговцы шампанскими винами. Модели, часто используемые для других вин, напечатали на специальных типографских станках со строгими начертания и лаконичными указаниями. Клиент, желающий получить бутылки с этикетками заказывал и доплачивал. С тех пор начались значительные и быстрые изменения в развитии этикеток.
В то время, как этикетирование других французских вин застыло в умеренности и классицизме, этикетка шампанского походила на калейдоскоп с постоянно меняющимися гранями. Художники создавали миниатюры, литографы и печатники того времени демонстрировали мастерство. С 1829 по 1920 год поставки шампанского увеличились с 2 до 20 млн. бутылок, благодаря коммерческому таланту торговцев, которые превратили этикетку в средство общения и основу рекламы.
В течение времени этикетки шампанских вин становились разнообразнее. Сначала этикетка была прямоугольной, квадратной, круглой, овальной, затем приобрела форму параллелепипеда, трапеции, виноградного листа, грозди винограда, бутылки и короны. Углы постепенно стирались, края вытягивались во всех направлениях, формы становились неуловимыми. Серый и черный тона вытеснялись разноцветными красками с преобладанием голубых, розовых, зеленых, красных, золотых. На смену устаревшему кружеву приходят ветвевидные орнаменты, виньетки, виноградные ветви, плетеные узоры, завитки, гирлянды, гербы, султаны, орифламы, венецианские львы, беркуты, сверкающие молнии, ангелы, грациозные сильфиды, обнаженные Венеры, соблазняющие вакханки, эльфы и сирены. Затем пейзажи Шампани, известные персонажи, важные исторические события или анекдотичные сцены из повседневной жизни, рыцари, корабли, самолеты, знамена, короли и императоры, памятники, животные и всевозможные другие изображения.
Создатели этикеток французских вин не стремились следовать моде и превзойти конкурента, они демонстрировали индивидуальность и воображение. Одно и то же вино поставлялось с различными этикетками в зависимости от страны назначения.
Поставщики увеличили число марок и создали для каждой своеобразное оформление этикеток. Таким образом появилось шампанское Lamartine , Napoleon III, Entente cordiale, des Poilus, de la Victoire, Tour Eiffel, Canal de Suze, du Toreador, Fatma, de l’Indenpendance, du Vatican, de la Jarretiere.
Шампанская этикетка становится своеобразным отражением истории и культуры разных стран. Со временем она отказывается от знатных титулов принцев и герцогов, но сохраняет за собой название игристого вина и знаменитую марку. Художественное разнообразие остается и в наши дни. Роль этикетки — сообщать необходимые сведения о вине. Со времен первых этикеток, когда еще не было принято ни одной рекомендации и ничто не обязывало действовать строго определенным образом, создатели шампанских вин взяли за правило вносить в них: происхождение вина, имя создателя и место производства.
Происхождение вина — это указание места произрастания винограда или название предприятия, которое специализируется на выращивании винограда. Наиболее распространенными географическими названиями были — Ay, Syllery, Verzenay, Bouzy, Cumieres, Pierry, Cramant, Avize и т.д. Эти географические названия сопровождались эпитетом «игристое» или им предшествовали выражения Fleur de…, Crème de…
С 1860 года место произрастания указывается все реже и постепенно вытесняется названием — Шампанское игристое. В начале прошлого века название «шампанское» утверждается и заменяет любое другое указание происхождения.
Имя изготовителя указывалось подписью винодела, который выпускал вино на собственном предприятии; он гордился этим и добивался известности. Имя изготовителя всегда сопровождалось названием местности, где производилось вино и откуда оно поступало в продажу.
Торговцы, в основном, находились в Реймсе и Эперньее, поэтому именно эти названия часто появлялись на этикетках, но постепенно появлялись и другие. Год урожая впервые указан в 1834 году.
В конце XIX века большим успехом у покупателей пользовались специальные выражения, различающие качество и разнообразные типы вин: Tisane de Champagne, Oeil de perdrix, Cuvée reservée, Carta Blanche, Extra-Supérieur, Séléction; или особенности вкуса: Goût american или Goût russe, что в дальнейшем — с 1974 года — называется Brut (брют), Sec (Сухое) и т.д.
Марка вина иногда указывалась отдельно от имени изготовителя, но тем не менее его имя присутствовало на этикетке — несколько в стороне от фантастического названия или марки, принадлежащей оптовику-покупателю.
Кроме того, часто указывалась профессия изготовителя: Proprietaire negociant (торговец) или Proprietaire (частный владелец). Практика отражалась в законодательных документах, некоторые из них остались в силе и в наше время.
Законодательства о вине были дополнены правилами о шампанских винах. В дальнейшем все это вошло в Европейское законодательство о наименовании и оформлении игристых вин.
В этом же направлении, но с отставанием, развивалось оформительское искусство других типов французских вин. Современная графика лишена роскоши прошлых лет. Поиск художественного решения — трудоёмкий и дорогостоящий процесс. Лишь богатые предприниматели могут позволить себе такую роскошь. Например, ежегодно, с 1945 г. барон Филипп де Ротшильд поручает одному из современных художников оформление этикеток для вин Шато Мутон Ротшильд. Среди них: Жан Кокто (1947), Брак (1955), Сальвадор Дали (1958), Миро (1969), Шагал (1970), Пабло Пикассо (1973), Энди Уорхол (1975), Поль Дельцов (1985).
Елизавета Валиева