С 1930-х годов во Франции каждому высококачественному оригинальному вину присваивалось собственное имя по названию той местности, где оно изготавливалось.Таким образом производители вин, неизменно и честно следовавшие традициям виноградарства своей местности, были защищены от недобросовестной конкуренции.
По каждому винодельческому району издавался специальный декрет, строго ограничивающий территорию, на которой производилось вино каждой марки. В нем устанавливались как сорта вин, так и максимальное количество продукции. Декрет фиксировал даже традиции и характерные для каждого района методы виноделия, поскольку от этого зависел неповторимый вкус марочного вина. Так потребители, видя на этикетке соответствующую надпись, могли быть твердо уверены в том, что покупают именно бордо, а не подделку, и не вино, обладающее вкусом каберне.
Средняя продолжительность жизни этикетки — 8-10 лет.
90% потенциальных покупателей прочитывают ее полностью и 81% — лишь контрэтикетку.
А вот пример современного подхода к оформлению бутылок с высококачественными винами:
На выставке ВИНИТЕКС-89, Бордо (Франция), 1989 г.:
- характерен повсеместный переход на самоклеящуюся этикетку;
- группа Aussedat-Rey выпустила этикетировочную бумагу, включающую волокна и флуоресцирующие вкрапления разного цвета, проявляющиеся под УФ-светом. Бумага поставляется по договоренности только определенным типографиям и не требует дополнительных операций при печатании этикеток. Изготовитель вина и поставщик, пользуясь такими этикетками, обеспечивают подлинность этикетки, а следовательно, и продукции. Использование такой этикетировочной бумаги упрощает обнаружение и предупреждение подделок.
- фирма Euracli выпустила этикетку-метрдотель, меняющую окраску в зависимости от температуры вина, что позволяет подавать вино при идеальной для его употребления температуре. Если вино слишком теплое, этикетка окрашивается в голубой цвет, если слишком охлажденное — в коричневый. При идеальной температуре вина она зеленого цвета.
- фирма Euracli использовала технику микроинкапсулирования аромата для изготовления специальных красных наклеек на бутылки с вином. Потерев предварительно эту наклейку и понюхав ее, можно получить представление о букете вина, не откупоривая бутылку.
Эстетическая сторона проблемы постоянно волнует изготовителей вин, так как красивая этикетка является последним штрихом в представлении высококачественного вина. Но растет роль и коммуникативной, рекламной и даже «охранительной» функций этикетки. В винодельческом секторе постепенно утвердились предписания общего законодательства. Национальные законы 12 стран — членов Европейского Сообщества – все больше вытесняются единым законодательством, сфера влияния которого распространяется по всей территории ЕС. При несоответствии этикетки Основному законодательству вино не может ни поступить в торговую сеть, ни экспортироваться. Такая официальная констатация может быть сделана не только любым контролирующим органом Франции, но и каждой страной членом ЕС.