
Создание этикетки — дело очень тонкое и сложное. Тут требуется выразительность и лаконичность: небольшой по формату рисунок должен отражать характерные особенности вина и быть запоминающимся. Не менее важное условие — хороший вкус. Всякого рода реклама на этикетке исключается. Можно говорить о двух направлениях развития этикетки:
- традиционный стиль: бумага белая, кремовая; геральдика, строгое полиграфическое исполнение, мало красок;
- современный стиль: живые цвета, акварельные рисунки; такая этикетка часто используется для местной продукции, вин новых наименований или молодых.
Различные исследования позволили выявить несколько типов среди потребителей вина. Каждый из них проявляет своеобразное отношение к этикетке.
- Эстеты — знатоки, которые делают свой выбор на основе дегустации. Вино для них является объектом капиталовложений. Этикетке отводят второстепенную роль, для оценки вина используют другие параметры. В этикетке этот тип потребителя больше ценит эстетику.
- Софисты — потребители, владеющие более или менее широкой информацией о вине. Они проявляют некоторую твердость в выборе, которая объясняется своеобразным консерватизмом. Их привлекают прежде всего «традиционные» этикетки, соответствующие стандартам наименований.
- Калитативисты — потребители, ориентированные прежде всего на качество и специфические продукты, например, на био-вино, низкокалорийное вино. Чуткие к нововведениям, потребители этого типа готовы воспринять новые продукты, разлив, упаковку.
- Повседневный потребитель невысококачественных вин. Упаковка и этикетка — мало что для него значат. Главное — низкая цена.
- Неопотребитель — мало разбирается в вине, скорее склонен к употреблению слабоалкогольных, ароматизированных и безалкогольных напитков, коктейлей. Не ценит исторически сложившихся традиций, критически относится к стандартам, нормам. Покупатель этого типа ценит неординарную этикетку.
Когда-то роль этикетки играл сургуч. Первые бутылки, используемые после рождения Шампанского игристого вина в конце XVII века, были совершенно «голые». Некоторые отличительные знаки, указывающие на происхождение и особенности вина, помещали на сургуче, которым покрывали пробку. На него накладывалась печать с цифровым, буквенным или каким-либо другим изображением. Каждый винодел отличал таким образом свое вино, причем по цвету сургуча определялось и качество вина. Еще один способ отличить одно вино от другого: клеймо с изображением различных гербов производителя вина на дне бутылки.
Елизавета Валиева