
Французская живопись 19 века берет свое начало на рубеже 18 века, когда взгляды французского общества меняются под влиянием энциклопедистов, и оно начинает активно интересоваться историей и вопросами наилучшего устройства социальной жизни. Дух того времени отразился в работах Ж.-М. Вина и Ж.-Ф. Пейрона, которые стали подготовителями и предшественниками живописцев новой художественной эпохи, наступившей в конце XVIII века.
В эту эпоху, три направления идей, каждая из которых исходила из особого источника, давали материал и содержание для французской живописи, в результате чего появились три школы.
Французский классицизм в живописи 19 века
«Классическая школа», являвшаяся первой, существовала приблизительно с 1780 по 1860 гг. Ее основателем был Жак Луи Давид, а последователями стали Гро, Герен, Жерар, Жироде-Триозон и Летьер.
Классическая школа немного изменилась при Энгре и окончилась с его последним учеником, И. Фландреном. Исходной точкой школы была природа, но рассматриваемая не просто, а сквозь призму античных и подражающих им новейших мастеров. Основными направлениями были классическая древность, больше римская, чем греческая, и итальянское Возрождение, особенно флорентийское и римской. Библейская история, легенды героической эпохи и христианства были любимыми сюжетами Классической школы. Несмотря на то, что важнейшие произведения классиков относились к исторической живописи и больше поощрялись академией, в «Классической» школе были и другие отрасли живописи. Однако их в школе было подавляющее меньшинство.

Французский романтизм в живописи 19 века
Второй являлась «Романтическая школа», но она, просуществовав 30 лет не пережила поколения, видевшего ее возникновение, а именно всего с 1828 по 1858 гг. Ее выдвинули вперед англичанин Боннингтон, голландец Ари-Шеффер, Эжен Делакруа и Поль Деларош, после чего, вместе с ними же она сошла со сцены. И для этой школы точкой отправления служила природа, но отражающая в себе фантазию художника и его взгляд на природу.
В начале, в романтической школе базовыми были сюжеты только из истории и быта средних веков, но затем она стала обращаться за ними также и к жизни последних трех столетий, причем главной задачей считалось соблюдение археологической точности в изображении малейших деталей. Пренебрегая академическим рисованием с натуры, романтики тем усерднее пустились изучать историю костюмов и превратили историческую живопись в пояснительное иллюстрирование повествований о былых временах и произведений старинных и новейших поэтов. В противоположность историческому роду живописи, прочие ее отрасли достигли в романтической школе небывалой важности и надолго завоевали себе расположение публики.
Французский реализм в живописи 19 века
«Реалистическая школа» была третьей и самой новой. Образовавшись через соединение предшествовавших школ, она стремилась не улучшать, не идеализировать природу, а передавать ее в характеристических чертах такой, какова она в действительности. В отличие от двух других школ, она мало интересуется классической древностью, равно как и средними веками и эпохой Возрождения. Задача реалистической школы — изображать современность. Ее называют «натуралистической» и «реалистическая» школой, и она долго и невозбранно господствовала в живописи XIX столетия.
Во французской живописи 19 века преобладали Бытовой, Античный и Характерный жанры, Паркетная живопись, Пейзажная живопись, Импрессионисты, Жанр натюрморта, Монументальный жанр, последователи которого из всех трех школ подарили миру массу дивных образов.