Современная французская живопись 0 814

Роже Сюро Roger Suraud

Прежде всего, стоит определиться с понятием современной живописи вообще, как правило, под этим термином сегодня подразумевают те произведения, которые создавались, начиная с конца шестидесятых годов прошлого столетия, вплоть до наших дней. До семидесятых годов ХХ века во французской живописи (ровно, как и  в мировой в целом) доминирующими течениями были импрессионизм, постимпрессионизм и модернизм, которые вполне соответствовали духу того времени.

Но в конце ХХ века общественная жизнь Франции, главные ценности и принципы мировоззрения меняются довольно стремительно, эти тенденции естественным образом нашли свое отображение и в живописи, в которой начинает преобладать непредсказуемый и своенравный постмодернизм (термин возник именно во Франции), который не укладывается ни в одни рамки и действует по своим законам, отметая все, что было ранее и протестуя против современной действительности. Появилось, так называемое, концептуальное искусство, а для многих художников основополагающим принципом становится минимализм.

Эрве Луалье
Эрве Луалье

Французские художники стремились найти новые формы для творчества, например, писатель Андре Бретон стал идейным вдохновителем нового направления в живописи – абстрактного экспрессионизма (или, как его еще называют, бесформенного искусства), когда художник выражал свои эмоциональные переживания посредством хаотичных мазков или, нанося краску без использования кистей вовсе. Главным становится не предмет, а способ его отображения. Это направление во французской живописи имело свои особенности и называлось ташизмом (рисование пятнами).

В противовес импрессионизму и как закономерная реакция на глобализацию, засилье утилитарности и средств массовой информации появляется новый вид живописи поп-арт, или популярное искусство, во Франции он назывался новым модерном, хотя особого распространения не получил. Следует отметить, что поп-арт снова сместил акцент и вернул предмету живописи первоочередную важность. Позже на смену поп-арту пришел нео-поп, который в еще большей степени стал зависеть от переменчивых веяний в современном мире.

Бертран Мениэль, фотореализм
Бертран Мениэль, фотореализм

Особым направлением современной живописи можно назвать гиперреализм или по-другому – фотореализм, возникший в США в начале восьмидесятых годов прошлого столетия, но нашедший свое продолжение и во французской живописи. Художник должен передавать действительность в моменте, а это возможно с помощью камеры. Задача художника сводилась к тому, чтобы перенести кадр с пленки на полотно и сделать его максимально жизненным и ярким. Последователем данного метода  во Франции является Бертран Мениель.

Сегодня живопись стремительна, как и наша жизнь, она отражает в себе нестандартные идеи художников, их уникальное мировоззрение и в полной мере характеризуется словосочетанием «безграничное творчество». Одними из самых заметных современных художников Франции являются Френсис Нелли, Роже Сюро (Roger Suraud), Эрве Луалье, Магали Лютфалла. Их работы полны жизни, ярких красок, они очень философичны и исключительно позитивны.

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эдгар Дега 0 416

Эдгар Дега (Edgar Degas) — французский живописец, график, скульптор и импрессионист. Художник прославился благодаря своему уникальному мастерству изображать человеческое тело в движении. Дега рoдился в 19 июля 1834 г. в Париже, в oбеcпеченной семье аристoкратов Огюста де Га и Селестины Мюссон. Отец Эдгара был банкиром из Неаполя, который в годы революции эмигрировал в Новый Орлеан. В семье было пятеро детей, Эдгар был cтаршим. В молодоcти, под влиянием новых coциальных идей, Эдгар изменил cвою фамилию с де Га на менee «аристократическую» Дега.

Дега учился в престижном лицее в Париже, затем на юридическом факультете в Сорбонне. В конце концов, он определился со своим призванием и посвятил свою жизнь живописи. Он получил основательную академическую подготовку в Школе изящных искусств под руководством Ламотта, ученика Энгра. Много копировал старых мастеров в Лувре, где встретился с Мане, а также в Неаполе, где подолгу жил в 1855 — 1859 годах.

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы"
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Дега увлекался японской гравюрой и новыми открытиями в области фотографии. В ранний период творчества Дега писал портреты. Самый значительный из них — «Портрет семьи Беллели» (1860). Занимался также исторической живописью. Дебютировал в Салоне 1865 г. картиной «Сцены из жизни Средних веков».

В середине 1860-х годов Дега сближается с будущими импрессионистами, посещает кафе Гербуа, их постоянное место встреч. Обращается к современной тематике: в Салоне 1866 г. показывает картину «Раненый жокей», а в Салоне 1868 г. — «Мадмуазель Фиокр в спектакле «Источник»» — свою первую балетную сцену. С тех пор художник все чаще обращается к сюжетам их жизни балерин, изображает скачки, музыкантов оркестра. Он разрабатывает смелые композиции, необычные для того времени.

Эдгар Дега "Танцевальный класс"
Эдгар Дега «Танцевальный класс»

Начиная с 1870-х годов Дега много пишет пастелью. В 1880-е годы создает серии: «В мастерской модистки», «Гладильщицы», «Обнаженные женщины за туалетом». В этот период он участвует во всех выставках импрессионистов, за исключением одной — 1882 года. Но Дега лишь отчасти принадлежал к импрессионизму. Его искусство ближе к постимпрессионистической живописи.

В последние годы жизни, когда прогрессирующая болезнь глаз заставила почти отказаться от живописи, художник много работал в скульптуре. Стоит отметить, что Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы.

Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма.

Эдгар Дега Автопортрет
Эдгар Дега «Автопортрет»

Поль Гоген 0 597

Таитянские женщины на берегу моря

Поль Гоген (Paul Gauguin) (1848-1903), французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В юности служил моряком, в 1871-1883 — биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов. На его творчество немало повлиял Камиль Писсаро, советами которого он пользовался. С 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, скитаниям.

В 1886 он жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 — в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 вместе с В. ван Гогом работал в Арле, в 1889-1891 -в Ле-Пульдю (Бретань). Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 он уехал на остров Таити и после кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию поселился здесь навсегда.

Поль Гоген "Откуда мы?"
Поль Гоген «Откуда мы?»

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы — «синтетизма», в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой («А, ты ревнуешь?», 1892, «Жена короля», 1896, «Сбор плодов», 1899, — все в ГМИИ, Москва; «Женщина, держащая плод», 1893, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

"А ты ревнуешь?" Поль Гоген
«А ты ревнуешь?» Поль Гоген

Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн , оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и других живописцев начала XX века.

Поль Гоген, "Женщина, держащая плод"
Поль Гоген, «Женщина, держащая плод»

Поль Гоген умер в ночь на 9 мая 1903 года. Враги говорили, что художник покончил жизнь самоубийством, друзья были уверены в том, что его убили: огромный шприц со следами морфия, лежавший в изголовье постели, говорил в пользу обеих версий. Епископ Мартен отпел покойника, жандарм продал с торгов его имущество (наиболее непристойные рисунки целомудренный сержант Шарпийо отправил на помойку), колониальные власти похоронили несчастного и закрыли дело…

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нем описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом для того, чтобы заниматься живописью.

Поль Гоген портрет
Поль Гоген

Most Popular Topics

Editor Picks