
Один из выдающихся художников 19 века Эдуард Мане (Édouard Manet) родился 23 января 1832 года в Париже. Родителями Эдуарда были чиновник Министерства юстиции Огюст Мане и дочь дипломата — Эжени-Дезире Фурнье, которая также являлась крестницей маршала Бернадотта. У него также было два брата, Гюстав и Эжен. Несмотря на то, что Мане являлся выходцем из знатной буржуазии, учился он небрежно, упорно сопротивляясь перспективе стать юристом, чего так желал его отец.
В возрасте семи лет, Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу. В период с 1844 по 1848 годы он учился в коллеже Роллен, где Мане подружился с Антоненом Прустом. Эдуард был простым и открытым юношей, благодаря чему приобрел многих друзей-сверстников. Директор коллежа м-сье Дефоконпре, который по совместительству был переводчиком Вальтера Скотта, был тесно связан с семьей Мане. Он страстно любил искусство и часто водил Эуарда и Антонена в Лувр. Ему очень нравилось, что во время экскурсий Эдуард с карандашом в руках пытался передать впечатления от увиденных картин.
Дефоконпре убедил отца Эдуарда отдать его на курс рисунка при колледже Роллен. Однако учитель заставлял рисовать Мане с гравюр, а иногда с орнаментальных рельефов, что впоследствии наскучило ему. В то же время, Эдуард с большим удовольствием посещал гимнастический зал, расположенный рядом с художественным залом. В гимнастике Эдуард проявлял большие способности.
Вскоре, с согласия отца, Эдуард Мане решил стать моряком. В декабре 1848 года, в качестве юнги он отправился в путешествие через Атлантику в Рио-де-Жанейро. Это плавание и экзотическая, изобилующая яркими красками Бразилия, впоследствии оставляет глубокий отпечаток в сознании Мане. Во время путешествия в Эдуарде пробуждается стремление к творчеству.
По прибытию во Францию, Мане поступает в ученики к модному художнику того времени и педагогу Тома Кутюру, который являлся автором наделавшей шуму в Салоне 1847 года картины «Римляне эпохи упадка». Однако, проучившись у Кутюра чуть более 5 лет, Эдуард выступает против его философии обучения, которая развивала традиции «школы здравого смысла» или «золотой середины». Мане стал искать самостоятельный путь, который впоследствии выражается в разрушении полутонов и переходу от теней к свету. Эдуард Мане двигался с девизом: «существует только одна правда — сразу передать то, что видишь».

В возрасте 24 лет Эдуарду Мане усиленно ищет свой путь в живописи. Он путешествует по Европе, посещая музеи Франции, Австрии, Италии, Голландии, Англии, Испании и Германии. В 1859 году Мане вместе с друзьями пытается выставить свои картины в Салоне. В то время он проходил раз в два года. Однако его картина «Любитель абсента» не была принята. Тем не менее, в1861 году принимаются другие два произведения Мане «Портрет родителей» и «Гита-реро», которые были также отмечены как «почтенные».

Эдуард Мане начинает близко дружить с выдающимся поэтом и критиком Шарлем Бодлером. Мировоззрение поэта очень близко Мане. Впоследствии, влияние видения Бодлера отображается практически в каждом полотне художника. Особо это продемонстрировано в картине «Музыка в Тюильри». Эдуард Мане передает в ней свое видение общества. Более того, многие считают ее первым произведением современной живописи.

В начале 1860-х годов из-под кисти Эдуарда Мане появляются разнообразные композиции. В 1862 году «Лола из Валенсии», в 1863 «Испанский балет» и «Мертвый тореро», в 1864 «Бой «Кирсаджа», «Алабамы», «Бега в Лонг-шане» и «Мертвый Христос», а в 1867 «Расстрел императора Максимилиана».
В 1863 году, когда жюри Салона отвергло три тысячи из представленных пяти тысяч полотен, пытаясь ограничить приток новых художников, Луи Наполеон велел выставить все отвергнутые работы в Дворце промышленности, который располагался рядом с Салоном. Впоследствии, эта параллельная выставка и получила название «Салон отверженных».
В числе представленных там работ были произведения Поля Сезанна, Писсарро, американского художника Уистлера. Но в центре внимания стояла картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Изображение двух мужчин и двух женщин, — одна из которых была полностью обнаженной, вызвала небывалый скандал в Париже. Посетившие «отверженных» Наполеон III и императрица, были также возмущены, в результате чего императором было отдано распоряжение – не открывать второго Салона отверженных. Тем не менее, Мане стал весьма популярен в художественных кругах, многие из которых встали на его сторону.
Отвергаемый после «Завтрака на траве» жюри Салона, Мане становится одним из ярчайших представителей импрессионизма, его знаменосцем и одним из основателей. Он сближается с такими импрессионистами, как Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Клод Моне другими художниками, которые были известны под именем «Банда Мане».

В 1865 году выставляется новая картина Эдуарда Мане «Олимпия», которая вновь ломает традиционное восприятие, и вызывает широчайший резонанс. Молодая, полностью обнаженная женщина на постели, являлась прототипом картины «Венера Урбинская» Тициана. Она была принята в Салон и собирала огромное количество людей. С этих картин и началось движение к современному искусству. Революционная новизна Мане и его друзей вызывала острые нападки со всех сторон, критики поливали художника грязью. Но в числе его сторонников были такие великие писатели, как Эмиль Золя, Виктор Гюго, Шарль Бодлер.
Золя, большой поклонник творчества Эдуарда Мане, выступает в газетах с защитой художника и импрессионистов в целом. Но, на писателя оказывают давление и вынуждают прекратить свои публикации. Кроме того, сам Эдуард бежит в Испанию, однако, там он знакомиться с работами Веласкеса, Эль Греко и Гойи, которые придают ему вдохновение для продолжения своего пути. Позднее, Мане написал знаменитый портрет Эмиля Золя.
Художник весьма тонко чувствовал всю многогранность человека и умел передавать в своих картинах детальный психологизм. Он также был единственным из импрессионистов, который рисовал военные сцены корабельных боев. В одной из известнейших картин Мане изображена казнь императора Мексики Максимилиана, которого поддерживали, а затем бросили под давлением Соединенных Штатов французы. Мане настолько презрел коварство Наполеона III, что одел палачей в своей картине во французскую форму.
В последующие годы Эдуард Мане перешел на портреты и натюрморты. Раз за разом отвергавший его картины Салон, наконец-то дает положительную оценку его поздним работам. К ним нельзя отнести «Железную дорогу» 1874 года, но произведения «В лодке» и «В теплице» 1879 года выставляются в Салоне и получают положительные отзывы.
Немного отдалившись от импрессионистов, Мане вырабатывает свой оригинальный стиль, который приносит ему признание. В 1881 году Эдуард Мане награжден орденом Почетного легиона. Во многом, этому способствовала рекомендация нового министра культуры Франции Антонина Пруста – друга детства Мане.
1870 году Эдуард Мане активно участвовал во франко-прусской войне, в обороне Парижа. После свержения императорского режима и становления Французской республики, Мане продолжает работать. Его авторитет в мире художников заметно растет. На одной из выставок он получает второе место, что дает Эдуарду право выставлять впоследствии картины без отбора.
Весной 1883 года, Мане проводят сложную операцию по ампутации ноги из-за выявленной атаксии, но 30 апреля этого же года, несмотря видимость выздоровления, Эдуард Мане умирает. Его последняя работа «Бар «Фоли-Бержер»», написанная в 1882 году, была тепло принята в Салоне. К тому времени талант художника признали и те, кто всю жизнь противоборствовал Мане. На похоронах присутствовал весь бомонд Парижа. Эдуард Мане на протяжении всей творческой жизни не изменял своему девизу: «Надо быть современником и писать то, что видишь».