
Один из самых значительных французских писателей Эдуар Шарль Антуан Золя, более известный как Эмиль Золя (Emile Zola), родился 2 апреля 1840 года в городе Экс, во Франции. Отец Золя был инженером из Италии, который перебравшись во Францию, принял французское подданство. В 1847 он скончался, оставив 6-летнего Эмиля с матерью без средств на существование. Детство и юность Золя были крайне бедными.
Ему приходилось жить в приюте с проститутками и ворами, а также, по рассказам многих современников, Эмилю порой приходилось ловить на чердаке воробьев, чтобы не остаться голодным. В то время он снимал жилье со своим другом Сезаном, который впоследствии стал известным художником.
Золя учился в Париже, а также в Марселе, однако диплом так и не получил. Беднота, ранняя половая жизнь, среда обитания юности — наложили значительный отпечаток на его произведения. Эмиль рано начал писать стихи, одновременно с этим, в газете начали выходить его статьи. Параллельно с этим, Золя устроился служащим к издателю и книготорговцу из Парижа.
В 1864 году публикуется «Сказки Нинон» — первый сборник рассказов Эмиля Золя. Год спустя он написал роман — «Исповедь Клода». В следующие два года, Золя написал книги «Что я ненавижу», «Мой салон», «Эдуард Мане», заявив себя при этом убежденным сторонником нового направления в живописи импрессионизма. В 1867 году, из-под его пера, в свет вышла драма «Тереза Ракен», в предисловии к которой Эмиль показал свои симпатии к натуралистической школе. Он утверждал, что в жизни человека, биологическое начало является доминантным. Золя включил в литературные произведения материалы естественнонаучных открытий, а также физиологии и медицины.
Вскоре, в личной жизни Эмиля Золя появилась Александрина Мелей, девушка из среднего класса, серьезная, с развитыми материнскими инстинктами. Вначале они были любовниками, но затем, в 1870 году, Эмиль и Александрина поженились. Мать Золя нравилась невеста, которая обеспечила писателю душевное спокойствие и была примерной супругой.
Одним из главных своих произведений, Золя считал серию из двадцати романов под общим названием «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquarts), которые повествовали судьбе одной семьи, жившей во время Второй Империи. В общей сложности Эмиль писал их 22 года. В этих романах, он пытался максимально объективно поведать обо всех слоях французского общества того времени. Эмиль Золя исследует и вскрывает пороки этого общества, составляя весьма точные психологические портреты героев и персонажей романов. Он также ставит под сомнение и совершает нападки на официально провозглашенные идеалы того времени: набожность духовенства, слава империи, святость семьи, труд крестьянина, честь армии.
Книги принесли Эмилю Золя немалый доход, в результате чего он переехал в роскошный дом в фешенебельном районе, обставив его дорогой мебелью. Золя пытался попасть и во Французскую академию, но, несмотря на все усилия, ему так и не удалось достичь этой цели. Эмиль остался в истории как академии как «вечный кандидат».
Противники Золя называли писателя чудовищем порока, который купается в отбросах. А его сторонники видели в нем моралиста, яростно обличающего пороки той эпохи. Сам же Эмиль Золя считал себя независимым, объективным ученым, разгадывающим влияние наследственности и окружающей факторов на личность человека.
Его собственная литературная практика известна как «натурализм». Золя интересовали, как и некие феномены происходящих вещей, так и правдивое воспроизведение действительности. В отличие от схожего в этом с ним Флобера, Золя в своих произведениях подробно описывал пороки и безобразия. Кроме того, в книгах Эмиля, помимо литературной программы, присутствовала метафизика, которой были лишены произведения Флобера.
Когда «Ругон-Маккары» были дописаны, произведения Золя стали более оптимистичны. От части, вера писателя в то, что общество может исправить само себя, связана с личной жизнью Эмиля. Долгие годы брака с Александриной не позволяли стать Золя отцом. Виной тому было бесплодие супруги. Но, 1888 году у него появляется любовница — молодая прачка Жанна Розера, которой Золя покупает дом. А вскоре, Жанна родила ему двоих детей. Об этом узнала мадам Золя, и, в свою очередь, разбила в ярости часть роскошной мебели своего супруга. Тем не менее, благодаря новым отношениям Золя избавился от комплексов неполноценности как мужчина. Жизненная удовлетворенность влияет на творчество писателя, которое со временем теряет свою мощь, становясь более сентиментальным.
Тем не менее, далеко не сентиментальной была его знаменитая защита Альфреда Дрейфуса. Когда капитана-еврея французской армии обвинили в шпионаже, по явно сфабрикованному делу и посадили. Эмиль Золя написал президенту Форе письмо «Я обвиняю», которое было опубликовано в «Авроре» и получило широчайший во Франции и во всей Европе резонанс. Писатель обвинил всех причастных к фабрикации улик против Дрейфуса и вынесению обвинительного приговора капитану. После этого против него самого было возбуждено дело. Золя был приговорен к году тюремного заключения, однако он вовремя успел скрыться на это время в Англии. Но вскоре, 1906 году честь и достоинство Дрейфуса были восстановлены, но до этого времени Эмиль Золя не дожил.
Золя был очень популярен в России, причем российский читатель признал величие писателя несколькими годами раньше, чем французский. Переводы его произведений печатались в изданиях «Дело», «Русский вестник», «Искра», «Отечественные записки», «Вестник Европы» и других.
Эмиль Золя умер в Париже, в 1902 году, от удушья. По разным свидетельствам, виной был камин на древесном угле, в котором испортился дымоход. На похоронах писателя присутствовали многие знаменитые личности той эпохи. Золя являлся одним из столпов литературной жизни Франции последних десятилетий 19 века. Его называли вождем и теоретиком натуралистического движения.