XIX век во многом стал переломным в развитии французской литературы. Во-первых, повысился уровень грамотности населения в целом, широким массам стали доступны литературные произведения. Во-вторых, произошел ряд социально-экономических потрясений в жизни страны, которые не могли не повлиять на мировоззрение писателей и характер литературы в целом.
В это время произведения носят не поучающий характер, а апеллируют к сознанию человека, стимулируют его к личностному и духовному росту. После событий Французской революции писатели стали обращаться к широким массам, искусство стало более демократичным, герои и самые яркие типажи были выходцами из народа, произведения стали более жизненными, но при этом воспевали высокие ценности и духовность, которая должна быть присуща каждому.
Все эти тенденции широко внедряли представители романтизма во главе с Виктором Гюго, он первым воспел народных героев (Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери», бывший каторжник Жан Вальжан из «Отверженных» и т.д.). Новаторство Гюго заключается еще и в том, что для того, чтобы более полно раскрыть характер героев, он ввел в литературное произведение просторечные выражения. Благодаря ему литература перестала быть ориентированной исключительно на аристократию.
В XIX столетии меняется отношению к такому жанру литературы, как роман. Особенно популярным становится исторический роман, когда жизнь и характер героя раскрываются на фоне важнейших исторических событий. И если персонажи и их история зачастую вымышлены, то исторический фон всегда достоверен. Вообще роман становится более серьезным, он побуждает к размышлениям о развитии человечества, о тех социально-политических событиях, которые происходили в тогдашнем французском обществе.
Особе место в литературе этого периода занял излюбленный романтиками сентиментальный роман, а вот социально-бытовой роман послужил основой для развития еще одного литературного направления – реализма. В отличии от натурализма, писатель здесь не просто в точности описывает важные жизненные явления, но и обязательно дает им свою трактовку, делает произведение максимально познавательным.
И Стендаль, и Оноре де Бальзак, и Проспер Мериме, и Ги де Мопассан стремились показать жизнь такой, какой она есть, не идеализируя своих героев, а наоборот, уличая их недостатки, с целью искоренения общественных пороков. В некоторых случаях представителей французского реализма даже упрекали в несколько предвзятом отношении к простому человеку и его слабостям, призывая их избавить свои произведения от чрезмерной мрачности.
Особого внимания в XIX столетии уделялось литературным произведениям, рассчитанным на самых юных читателей. В это время появляется огромное количество замечательнейших приключенческих романов для детей. Они напрочь лишены напыщенного дидактизма, но в интересной форме рассказывают о жизни в целом, о необычных явлениях, далеких странах, опасных путешествиях и т.д. В них затрагиваются серьезные мировоззренческие вопросы, и зачастую такие произведения представляют огромный интерес даже для взрослых. Такими были романы Жюль Верна, некоторые произведения Виктора Гюго и даже Жорж Санд.
Новаторские настроения царили и на поэтической ниве. Появилась так называемая «новая поэзия», которая свободный стих предпочла привычному александрийскому. Зародилась даже новая школа – символистская, характеризующаяся сложными сюжетными линиями, многогранными, несколько завуалированными образами. При этом произведения символистов совершенно неотделимы от реальной жизни, и лишь стремятся выразить ее с помощью подсознания.