Конституция Франции 0 3484

Конституция Франции

Правительство Республики в соответствии с Конституционным законом от 3 июня 1958 года предложило,
Французский народ одобрил,
Президент Республики обнародовал
Конституционный закон, содержание которого следует:

Преамбула

Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года.

Исходя из этих принципов и принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает тем заморским территориям, которые выражают желание присоединиться к ней, новые институты, основанные наобщем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию.

Статья 1
(Конституционный закон N 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 8)

Франция является неделимой, светской, демократической, социальной Республикой. Она обеспечивает равенствр перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания.

РАЗДЕЛ I
О суверенитете

Статья 2

(измененная Конституционнъм законом № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 8)

(Конституционный закон № 92-554 от 25 июня 1992 г., Статья 1): «Язык Республики — французский.»

Национальная эмблема — трехцветный флаг, синий, белый, красный.

Национальный гимн — «Марсельеза».

Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство».

Ее принцип: правление народа, народом и для народа.

Статья 3

Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума.

Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление.

В соответствии с положениями Конституции выборы могут быть прямыми или косвенными. Они всегда являются всеобщими, равными и тайными.

В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

Статья 4

Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.

РАЗДЕЛ II
Президент Республики

Статья 5

Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов государственной власти, а также преемственность государства.

(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 9) «Он является гарантом независимости, целостности территории, соблюдения подписанных соглашений» .

Статья 6

(Закон 62-1292 от 6 ноября 1962 г., ст. 1) «Президент Республики избирается на семь лет прямым всеобщим голосованием. «Условия применения настоящей статьи устанавливаются органическим Законом».

Статья 7

(Закон № 62-1292 от 6 ноября 1962 г., ст. 2) «Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если это большинство не собрано в первом туре, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре с учетом случая, когда опережавшие кандидаты сняли свои кандидатуры.

«О выборах объявляет Правительство.

«Выборы нового Президента проводятся не позднее, чем за двадцать и не ранее, чем за тридцать пять дней до истечения полномочий действующего Президента.

«Если пост Президента Республики, по какой бы то ни было причине, окажется вакантным или Конституционный Совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатирует обстоятельства, препятствующие Президенту осуществлять свои функции, то они, за исключением тех, которые предусмотрены нижеследующими Статьями 11 и 12, временно возлагаются на Председателя Сената, а если у него, в свою очередь, возникнут препятствия к их исполнению — на Правительство.

«В случае вакансии или если препятствие, констатированное Конституционным Советом — необратимо, голосование по выборам нового Президента проводится, за исключением обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных Конституционным Советом, не ранее, чем через двадцать и не позднее, чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления о необратимости препятствий».

(Конституционный Закон № 76-527 от 18 июня 1976 г.) «Если в течение семи дней, предшествующих дате прекращения выставления кандидатур, одно из лиц, публично заявивших менее чем за тридцать дней до этой даты о своем намерении быть кандидатом, скончается или у него возникнет препятствие, Конституционный Совет может принять решение об отсрочке выборов.

«Если до первого тура один из кандидатов скончается или у него возникает препятствие, Конституционный Совет провозглашает отсрочку выборов.

«В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находившихся до этого в первом туре в наиболее благоприятном положении, Конституционный Совет, еще до возможного снятия кандидатур, объявляет о проведении заново всей процедуры выборов; то же происходит в случае смерти или возникновении препятствия у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором туре.

«Во всех случаях Конституционный Совет запрашивается согласно правилам абзаца второго нижеследующей статьи 61 или правилам выставления кандидатур, которые определены органическим законом, упомянутым в вышеуказанной статье 6.

«Конституционный Совет может продлить сроки, предусмотренные в абзацах третьем и пятом, однако голосование должно состояться не позднее, чем через тридцать пять дней после даты принятия его решения. Если применение данного положения приведет к переносу выборов на более позднюю дату, чем окончание мандата действующего Президента, последний остается на своем посту до провозглашения его преемника избранным».

(Закон № 62-1292 от 6 ноября 1962 г.) «Не могут применяться статьи 49 и 50, а также Статья 89 Конституции, пока пост Президента Республики — вакантен или в период между принятием декларации о необратимости препятствия, возникшего у Президента Республики и выборами его преемника.»

Статья 8

Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке Правительства. По представлению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает их полномочия.

Статья 9

Президент Республики председательствует в Совете Министров.

Статья 10

Президент Республики оглашает законы в течение пятнадцати дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11

(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 1) «По предложению Правительства во время сессий или по совместному предложению обеих палат, публикуемых в «Журналь оффисиель» («Официальный вестник»), Президент Республики может вынести на референдум любой законопроект, касающийся организации органов государственной власти, реформ, относящихся к социальной или экономической политике Нации и к государственной службе, которая способствует их проведению в жизнь, а также разрешающих ратификацию соглашений, не противоречащих Конституции, но последствия которых могут оказать какое-то влияние на функционирование государственных институтов.

«Если референдум проводится по предложению Правительства, последнее выступает с заявлением перед каждой палатой, с последующими прениями.

«Если референдум приводит к принятию законопроекта, Президент Республики оглашает Закон в течение пятнадцати дней после объявления результатов референдума.»

Статья 12

Президент Республики может после консультации с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания.

Всеобщие выборы проводятся не ранее, чем за двадцать и не позднее, чем через сорок дней после роспуска.

(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 3) «Национальное собрание собирается, по праву, во второй четверг после выборов. Если это заседание окажется вне обычных сроков проведения сессий, то сессия, открытая по праву, длится пятнадцать дней».

В течение года, следующего за этими выборами, новый роспуск — невозможен.

Статья 13

Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, разработанные Советом Министров.

Он назначает на гражданские и военные должности государства.

Государственные советники, великий канцлер ордена Почетного легиона, послы и чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом Министров.

Органический закон устанавливает другие должности, назначение на которые производится Советом Министров, а также условия, при которых полномочия Президента Республики назначать должностных лиц могут быть им делегированы для осуществления от его имени.

Статья 14

Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в зарубежных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.

Статья 15

Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16

Если институты Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой и нормальное функционирование конституционных государственных властей — прервано, Президент Республики после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным Советом принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами.

Он информирует об этом Нацию посланием.

Эти меры должны быть продиктованы стремлением в кратчайшие сроки обеспечить конституционным государственным властям средства выполнения их миссии. По этим мерам проводятся консультации с Конституционным Советом.

Парламент собирается по праву.

Во время применения чрезвычайных полномочий Национальное собрание не может быть распущено.

Статья 17

Президент Республики осуществляет право помилования.

Статья 18

Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются от его имени и не сопровождаются обсуждением.

В перерывах между сессиями Парламент для заслушивания посланий созывается специально.

Статья 19

Акты Президента Республики, за исключением предусмотренных в Статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 18, 54, 56 и 61, контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости — соответствующими министрами.

РАЗДЕЛ III
Правительство

Статья 20

Правительство определяет и проводит политику Нации.

Оно распоряжается администрацией и вооруженными силами.

Оно несет ответственность перед Парламентом согласно условиям и в порядке, предусмотренном Статьями 49 и 50.

Статья 21

Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. При соблюдении положений статьи 13, он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности.

Он может делегировать некоторые свои полномочия министрам.

Он замещает в случае необходимости Президента Республики, председательствуя в советах и комитетах, предусмотренных статьей 15.

В исключительных случаях, он может по специальному поручению председательствовать вместо Президента на заседании Совета Министров, повестка дня которого заранее определена.

Статья 22

Акты Премьер-министра контрассигнуются в случае необходимости министрами, на которых возложено их исполнение.

Статья 23

Функции члена Правительства — несовместимы с парламентским мандатом, с любым профессиональным представительством общенационального характера, со всякой государственной службой или с занятием любой профессиональной деятельностью.

Органический закон устанавливает условия, согласно которым производится замещение обладателей такого мандата, поста или должности.

Замещение членов Парламента производится в соответствии с положениями статьи 25.

РАЗДЕЛ IV
Парламент

Статья 24

Парламент состоит из Национального собрания и Сената.

Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием.

Выборы Сената — косвенные. Сенат обеспечивает представительство административно-территориальных образований Республики. Французы, постоянно проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате.

Статья 25

Органический закон устанавливает длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, получаемое ими вознаграждение, условия избираемости, режим неизбираемости и несовместимости. Закон устанавливает также условия, согласно которым замещаются вакантные места депутатов или сенаторов, вплоть до полного или частичного обновления состава палат.

Статья 26

Член Парламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду за высказанные им мнения, или голосование при исполнении своих обязанностей.

(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 7) «Член Парламента не может подвергаться аресту или другим мерам лишения, или ограничения свободы по уголовному делу, или делу о гражданском правонарушении без наличия разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Такое разрешение не требуется в случаях: преступления, очевидного уголовного проступка или вступления в силу обвинительного приговора.

«Задержание, меры по лишению или ограничению свободы, а также меры по привлечению к ответственности члена Парламента, приостанавливаются в течение сессии по требованию палаты, в которой он состоит.

«Заинтересованная палата, при необходимости, проводит, по праву, дополнительные заседания, чтобы способствовать практической реализации вышеуказанного абзаца».

Статья 27

Всякий императивный мандат — не действителен.

Право голосования члены Парламента осуществляют лично.

Органический закон может разрешить, в порядке исключения, делегирование права голоса. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата.

Статья 28

(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 2) «Парламент собирается, по праву, на очередную сессию, которая приступает к своей работе в первый рабочий день октября и завершается в последний день июня месяца.

«Количество заседаний, которое может проводить в течение очередной сессии каждая палата, не должно превышать сто двадцать дней. Каждая палата определяет недели, отведенные на заседания.

«После консультации с председателем соответствующей палаты, Премьерминистр может принимать решение о проведении дополнительных дней заседаний, такое же решение может приниматься большинством голосов членов данной палаты.

«Дни и расписание заседаний — определены регламентом каждой палаты».

Статья 29

Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию Премьерминистра или большинства членов, составляющих Национальное собрание, для рассмотрения определенной повестки дня.

Если внеочередная сессия проводится по требованию членов Национального собрания, декрет о ее закрытии издается тотчас после того, как Парламент исчерпает повестку дня, для рассмотрения которой он был созван, и не позднее, чем через двенадцать дней после его созыва.

Только Премьер-министр может потребовать созыва новой сессии до истечения месяца, следующего за изданием декрета о закрытии сессии.

Статья 30

Помимо случаев, когда Парламент собирается по праву, внеочередные сессии открываются и закрываются декретом Президента Республики.

Статья 31

Члены Правительства имеют доступ на заседания обеих палат. Они должны быть заслушаны, когда того потребуют.

Им могут помогать комиссары Правительства.

Статья 32

Председатель Национального собрания избирается на срок созыва Национального собрания. Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления Сената.

Статья 33

Заседания обеих палат — открытые. Полный отчет о прениях публикуется в «Официальном вестнике» («Журналь оффисиель»). Каждая палата может проводить закрытые заседания по требованию Премьер-министра или одной десятой части ее членов.

РАЗДЕЛ V
Об отношениях между Парламентом и Правительством

Статья 34

Законы принимаются Парламентом.

Закон устанавливает нормы, касающиеся:

— гражданских прав и основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления политических, социально-экономических и личных свобод; обязанностей, налагаемых Национальной обороной на граждан лично и на их имущество;
— гражданства, гражданского состояния и правоспособности лиц, имущественных отношений супругов, наследования и дарения;
— определение преступлений, проступков и мер наказания за них; уголовного судопроизводства; амнистии: создания новых юрисдикций и статуса магистратов; — ставок и способов взимания всякого рода налогов; порядка эмиссии денег.
Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

— порядка выборов в палаты Парламента и в органы местного самоуправления; — установления категорий государственных учреждений;
— основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим;
— национализации предприятий и перевода имущества предприятий из государственного сектора в частный.
Закон определяет основные принципы:

— общей организации Национальной обороны;
— свободного управления местных органов, их компетенции и доходов; — образования; — режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств; — трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.
Финансовые законы определяют доходы и расходы государства с учетом условий и оговорок, предусмотренных органическим законом.

(Конституционный закон № 96-138 от 22 февраля 1996 г., ст. 1) «Законы финансирования социального обеспечения определяют общие условия его финансового равновесия и, учитывая прогноз денежных поступлений, устанавливают рубежи расходов, принимая во внимание условия и оговорки, предусмотренные органиче- ским законом^. Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства. Положения настоящей статьи могут быть уточнены и дополнены органическим законом.

Статья 35

Право разрешить объявление войны принадлежит Парламенту.

Статья 36

Осадное положение декретируется Советом министров. Продление его на срок свыше двенадцати дней может быть разрешено только Парламентом.

Статья 37

Вопросы, не отнесенные к сфере законодательства, носят регламентарный характер.

Акты по этим вопросам, изданные законодательным путем, могут быть изменены декретами, рассмотренными Государственным Советом. Те из них, которые окажутся изданными после вступления в силу настоящей Конституции, могут быть изменены декретом лишь тогда, когда Конституционный Совет установит, что они носят регламентарный характер, в соответствии с предыдущим абзацем.

Статья 38

Правительство может для выполнения своей программы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять меры, обычно относимые к сфере закона путем издания ордонансов.

Ордонансы принимаются Советом Министров после рассмотрения их Государственным Советом. Они вступают в силу с момента опубликования, но теряют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент до истечения срока, установленного законом, разрешившим из издание.

По истечении срока, указанного в абзаце первом данной статьи, ордонансы по вопросам, входящим в законодательную сферу, могут изменяться только законом.

Статья 39

Законодательная инициатива принадлежит Премьер-министру и членам Парламента.

(Конституционный закон № 96-138 от 22 февраля 1996 г., ст. 2) Проекты законов обсуждаются в Совете министров после рассмотрения их Государственным Советом и вносятся в бюро одной из палат.

«В первую очередь представляются на рассмотрение Национального собрания законопроекты о государственном бюджете и о финансировании социального обеспечения».

Статья 40

Предложения и поправки, внесенные членами Парламента, не могут быть приняты, если следствием их принятия явится сокращение государственных ресурсов, либо увеличение государственных расходов или появление новых.

Статья 41

Если в ходе законодательной процедуры обнаружится, что предложение или поправка не относятся к сфере закона или противоречит делегированию, произведенному в силу статьи 38, Правительство может заявить об их неприемлемости.

В случае разногласий между Правительством и Председателем соответствующей палаты, Конституционный Совет, по просьбе одного из них, выносит решение в восьмидневный срок.

Статья 42

Обсуждение законопроектов в первой из палат, куда они поступили, ведется по тексту, представленному Правительством.

Текст, принятый от одной из палат, другая палата обсуждает в той редакции, в какой он ей передан.

Статья 43

Законопроекты и законодательные предложения по требованию Правительства или палаты, в которую они поступили, передаются на рассмотрение комиссий, специально назначаемых для этой цели.

Проекты и предложения, в отношении которых такое требование не было выдвинуто, направляются в одну из постоянных комиссий, число которых ограничено шестью в каждой палате.

Статья 44

Члены Парламента и Правительство имеют право вносить поправки.

После открытия прений Правительство может возражать против рассмотрения любой поправки, которая не была ранее представлена в комиссию.

По требованию Правительства, палата, рассматривающая законопроект, должна провести голосование по всему или по части обсуждаемого текста в целом, учитывая лишь те поправки, которые предложены или приняты Правительством.

Статья 45

Любой законопроект или законодательное предложение последовательно рассматриваются в обеих палатах Парламента для принятия идентичного текста.

Если в результате разногласий между двумя палатами законопроект или законодательное предложение не были приняты после двух чтений в каждой из палат, или если после одного чтения в каждой из них Правительство заявит, что вопрос не терпит отлагательств, Премьер-министр вправе созвать заседание — смешанной паритетной комиссии для выработки нового текста по спорным вопросам.

Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. Никакая поправка к нему не может быть принята без согласия Правительства.

Если смешанной комиссии не удастся принять согласованный текст, или если этот текст не будет принят в соответствии с условиями, предусмотренными в предыдущем абзаце, Правительство может после нового чтения в Национальном собрании и в Сенате потребовать от Национального собрания принять окончательное решение. В этом случае Национальное собрание может возвратиться либо к тексту, выработанному смешанной комиссией, либо к последнему, принятому им тексту, измененному в случае необходимости одной или несколькими поправками, принятыми Сенатом.

Статья 46

Законы, определенные Конституцией как органические, принимаются и изменяются согласно следующим условиям:

Проект или предложение ставятся на обсуждение и голосование в палате, в которую они внесены лишь по истечении пятнадцатидневного срока после их внесения.

Применяется процедура, предусмотренная статьей 45. Однако при отсутствии согласия между обеими палатами законопроект может быть принят Национальным собранием в последнем чтении только абсолютным большинством голосов его членов.

Органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты в одинаковой редакции обеими палатами.

Органические законы подлежат обнародованию только после того, как Конституционный Совет подтвердит их соответствие Конституции.

Статья 47

Парламент принимает финансовые законопроекты согласно условиям, предусмотренным органическим законом.

Если Национальное собрание в течение сорока дней после внесения законопроекта не пришло к решению при первом чтении, Правительство обращается к Сенату, который должен принять решение в течение пятнадцатидневного срока. Затем применяется процедура, предусмотренная статьей 45.

Если Парламент не пришел к решению в течение семидесятидневного срока, положения законопроекта могут быть введены в силу ордонансом.

Если финансовый закон, определяющий доходы и расходы бюджетного года, не внесен в срок, достаточный для его принятия до начала бюджетного года, Правительство срочно испрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и открывает декретом кредиты согласно уже принятым частям бюджета.

Течение сроков, предусмотренных данной статьей, приостанавливается, если Парламент не заседает.

Счетная палата оказывает содействие Парламенту и Правительству в контроле применения финансовых законов.

Статья 47-1

(Конституционный закон № 96-138 от 22 февраля 1996 г., ст. 3) «Парламент принимает путем голосования проекты закона о финансировании социального обеспечения с учетом условий, предусмотренных органическим законом.

«Если Национальное собрание не пришло к решению в первом чтении в двадцатидневный срок после внесения законопроекта, то Правительство переадресует его Сенату, который должен вынести свое решение в течение пятнадцати дней. Затем применяется процедура, предусмотренная статьей 45.

«Если Парламент не пришел к решению в течение пятидесяти дней, то нормы проекта могут утверждаться постановлениями.

«Ограничение сроков, предусмотренных данной статьей, приостанавливается: для Парламента — на время, когда заседания не проводятся, для любой из палат — в течение тех недель, когда заседания были отложены согласно решению каждой из них, в соответствии со вторым абзацем статьи 28.

«Счетная палата оказывает содействие Парламенту и Правительству в контроле применения законов о финансировании социального обеспечения».

Статья 48

(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 4) «Не исключая действенности трех последних абзацев статьи 28, повестка дня заседаний палат включает в приоритетном порядке, установленном Правительством, обсуждение законопроектов, внесенных Правительством и поддержанных им законодательных предложений.

«Не менее одного заседания в неделю резервируется в приоритетном порядке для вопросов членов Парламента и ответов Правительства.

«Одно заседание в месяц резервируется в приоритетном порядке в повестке дня, установленной каждой палатой».

Статья 49

Премьер-министр может после обсуждения Советом Министров вынести на одобрение Национального собрания программу Правительства или его общеполитическую декларацию, ставя вопрос о доверии.

(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 5) Национальное собрание выражает недоверие Правительству путем голосования резолюции порицания. Такая резолюция должна быть подписана не менее, чем одной десятой частью членов Национального собрания. Голосование проводится лишь через сорок восемь часов после ее внесения. Подсчитываются только голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством голосов членов Национального собрания.

«За исключением случая, предусмотренного нижеследующим абзацем: депутат не может подписывать более трех резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии, и не более одной — в течение одной и той же внеочередной сессии».

Премьер-министр может после обсуждения Советом Министров поставить перед Национальным собранием вопрос о доверии Правительству в связи с голосованием по конкретному проекту. В этом случае, проект считается принятым, если только в последующие двадцать четыре часа не будет внесена и принята согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, резолюция порицания.

Премьер-министр вправе просить Сенат одобрить общеполитическую декларацию.

Статья 50

Если Национальное собрание примет резолюцию порицания, или если оно не одобрит программы или общеполитической декларации Правительства, Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства.

Статья 51
(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 6)

«Если необходимо осуществить процедуры, предусмотренные положениями статьи 49, окончание работы очередной или внеочередных сессий переноситься по праву. С этой же целью проводятся, по праву, дополнительные заседания».

РАЗДЕЛ VI
О международных договорах и соглашениях

Статья 52

Президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Его информируют о всех переговорах относительно заключения какого-либо международного соглашения, не подлежащего ратификации.

Статья 53

Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международной организации, договоры, налагающие обязательства на финансы государства, изменяющие законоположения, относящиеся к статусу личности, уступке, обмену или присоединению территории, могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона.

Они вступают в силу только после ратификации или одобрения.

Любая уступка, обмен, присоединение территории — недействительны без согласия заинтересованного населения.

Статья 53-1
(Конституционный закон № 92-1256 от 25 ноября 1992 г.)

«Республика может заключать соглашения с европейскими государствами, ко торые придерживаются одинаковых с ней обязательств в области предоставления убежища и защиты Прав Человека и основных свобод, в рамках которых будет установлена компетенция каждой из сторон для рассмотрения поданных за явлений о предоставлении убежища.

«Однако, даже тогда, когда в рамках этих соглашений поданное заявление н входит в сферу компетенции республиканских властей, они сохраняют за собой право предоставить убежище любому иностранцу, преследуемому за свои выступления в защиту свободы или ходатайствующему о защите по другим мотивам».

Статья 54
(Конституционный закон № 92-554 от 25 июня 1992 г., ст. 2)

Если Конституционный Совет, запрошенный Президентом Республики, Премьер-министром, Председателем любой из палат или шестьюдесятью депутатами или шестьюдесятью сенаторами заявляет, что международное обязательство содержит положение, противоречащее Конституции, то разрешение на его ратификацию или одобрение принятого международного обязательства может быть дано только после пересмотра Конституции».

Статья 55

Договоры или соглашения, должным образом одобренные или ратифицированные, с момента из публикации имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора или соглашения другой стороной.

РАЗДЕЛ VII
Конституционный Совет

Статья 56

Конституционный Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Конституционный Совет обновляется на одну треть каждые три года. Три его члена назначаются Президентом Республики, три — Председателем Национального Собрания, три — Председателем Сената.

Кроме девяти членов, упомянутых выше, в Конституционный Совет пожизненно входят, по праву, бывшие Президенты Республики.

Председатель назначается Президентом Республики. Его голос является решающим в случае разделения голосов поровну.

Статья 57

Пост члена Конституционного Совета — несовместим с постом министра или парламентским мандатом. Другие случаи несовместимости устанавливаются органическим законом.

Статья 58

Конституционный Совет следит за правильностью избрания Президента Республики. Он рассматривает протесты и объявляет результаты голосования.

Статья 59

Конституционный Совет в спорных случаях решает вопрос о правильности избрания депутатов и сенаторов.

Статья 60

Конституционный Совет осуществляет надзор за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты.

Статья 61

Органические законы до их обнародования и регламенты палат Парламента до введения их в действие должны быть представлены в Конституционный Совет, который высказывается об их соответствии Конституции.

(Конституционный закон № 74-904 от 29 октября 1974 г.) «С той же целью законы до их обнародования могут быть переданы в Конституционный Совет Президентом Республики, Премьер-министром, Председателем Национального собрания, Председателем Сената, шестьюдесятью депутатами или семьюдесятью сенаторами.

В случаях, предусмотренных двумя предыдущими абзацами, Конституционный Совет должен вынести решение в месячный срок. Однако по требованию Правительства, если вопрос не терпит отлагательств, этот срок сокращается до восьми дней.

В этих случаях обращение в Конституционный Совет приостанавливает сроки оглашения.»

Статья 62

Положение, объявленное неконституционным, не может быть ни обнародовано, ни введено в действие. Решения Конституционного Совета не подлежат обжалованию. Они обязательны для государственных властей и всех органов администрации и юстиции.

Статья 63

Органический закон определяет организацию и порядок деятельности Конституционного Совета, применяемую им процедуру, в частности, сроки обращения в Совет.

РАЗДЕЛ VIII
О судебной власти

Статья 64

Президент Республики является гарантом независимости судебных органов.

Ему помогает Высший совет магистратуры.

Статус магистратов устанавливается органическим законом.

Судьи — несменяемы.

Статья 65

Высший совет магистратуры возглавляет Президент Республики. Министр юстиции является вице-председателем по праву. Он может замещать Президента Республики.

(Конституционный закон № 92-952 от 27 июля 1992 г.) «Высший совет магистратуры состоит из двух структурных подразделений: управления по делам судей и управления по делам должностных лиц прокуратуры.

«В состав управления по делам судей входят, помимо Президента Республики и Министра юстиции, пятеро судей и прокурор, Государственный советник, назначенный на эту должность Государственным Советом, и три общественные — 17 деятеля, не относящиеся ни к Парламенту, ни к судебной системе, а назначенные, соответственно, Президентом Республики, Председателем Национального собрания и Председателем Сената.

«Управление Высшего совета магистратуры по делам должностных лиц прокуратуры в своем составе насчитывает, помимо Президента Республики и Министра юстиции, пятерых прокуроров и одного судью, Государственного советника и трех, уже упомянутых в вышеуказанном абзаце, общественных деятелей.

«Управление Высшего совета магистратуры по делам судей выступает с предложениями о назначении членов Кассационного суда, на должность Первого Председателя апелляционного суда и на должность Председателя суда высшей инстанции. Остальные судьи назначаются с учетом его заключений.

«Управление Высшего совета магистратуры по делам судей действует в качестве дисциплинарного совета для рассмотрения проступков судей. В этом случае, председательствует на нем Первый Председатель Кассационного суда.

«Управление Высшего совета магистратуры по делам должностных лиц прокуратуры высказывает свое мнение по вопросам назначения должностных лиц прокуратуры, за исключением тех постов, назначение на которые является прерогативой Совета Министров.

«Управление Высшего совета магистратуры по делам должностных лиц прокуратуры высказывает свое мнение по вопросам применения дисциплинарных взысканий к должностным лицам прокуратуры. В этом случае, председательствует на нем Генеральный прокурор при Кассационном суде.

«Органический закон определяет условия применения данной статьи».

Статья 66

Никто не может быть произвольно лишен свободы.

Судебная власть, как страж свободы личности, обеспечивает соблюдение этого принципа согласно условиям, которые предусмотрены законом.

РАЗДЕЛ IX
Высшая Палата Правосудия

Статья 67

Учреждается Высшая Палата Правосудия.

Она состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава, после каждого полного или частичного обновления этих палат. Она избирает председателя из числа своих членов.

Органический закон определяет состав Высшей Палаты Правосудия, порядок ее деятельности, а также применяемую процедуру рассмотрения дел.

Статья 68

Президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. Обвинение ему может быть предъявлено только при идентичных решениях обеих палат, которые приняты открытым голосованием, абсолютным большинством голосов. Судит Президента Республики — Высшая Палата Правосудия.

РАЗДЕЛ X
Об уголовной ответственности членов Правительства
(Конституционный закон № 93-952 от 27 июля 1993 г.)

Статья 68-1

«Члены Правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, если в момент их совершения эти действия квалифицированы, как преступления или гражданские нарушения.

«Судит членов Правительства — Высшая Палата Правосудия.

«Высшей Палате Правосудия надлежит определить состав преступлений и гражданских нарушений, а также установить надлежащие наказания, соответствующие применяемому закону.

Статья 68-2

«В состав Высшей Палаты Правосудия входят пятнадцать судей, а именно: двенадцать членов Парламента, избираемых в равном числе Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат, три судьи Кассационного суда, при том, что один из них — председательствует в Высшей Палате Правосудия.

«Любое лицо, считающее, что оно понесло ущерб вследствие преступления или гражданского нарушения, совершенного членом Правительства при исполнении своих обязанностей, может подать жалобу в кассационную комиссию.

«Данная комиссия предписывает либо отказ от производства по делу, либо передачу жалобы Генеральному прокурору при Кассационном суде для принятия дела к производству Палатой Правосудия Республики.

«Органический закон определяет условия применения данной статьи».

Статья 68-3
(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 10)

«Положения, содержащиеся в данном разделе, применяемы к деяниям, совершенным до его вступления в силу».

РАЗДЕЛ XI
Экономический и социальный совет

Статья 69

Экономический и социальный совет по запросу Правительства дает свое заключение на проекты законов, ордонансов или декретов, а также на представленные ему законодательные предложения.

Совет может назначить одного из своих членов для изложения палатам Парламента мнения Совета по представленным ему проектам или предложениям.

Статья 70
(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. II)

«Правительство может также обращаться в Экономический и социальный совет за Конституцией по любой проблеме экономического и социального характера. На заключение Совета представляется каждый план и программный законопроект экономического и социального характера».

Статья 71

Состав Экономического и социального совета и правила его деятельности устанавливаются органическим законом.

РАЗДЕЛ ХII
Административно-территориальные образования

Статья 72

Административно-территориальными образованиями Республики являются: коммуны, департаменты и заморские территории. Всякое другое административно-территориальное образование создается законом.

Эти образования свободно управляются выборными советами в соответствии с условиями, предусмотренными законом.

Уполномоченный представитель Правительства в департаментах и территориях охраняет национальные интересы, осуществляет контроль за администрацией и соблюдением законов.

Статья 73

Законодательный порядок и административная организация заморских департаментов могут отражать особенности их положения.

Статья 74

Заморские территории Республики имеют свою особую организацию с учетом их собственных интересов и общей совокупности интересов Республики.

(Конституционный закон № 92-554 от 25 июня 1992 г.) «Уставы заморских территорий устанавливаются органическими законами, определяющими, в частности, компетенцию их собственных институтов и изменений, вносимых таким же порядком, после консультации с соответствующим территориальным представительным органом.

«Особые условия их организации определяются и видоизменяются законом после консультации с соответствующим территориальным представительным органом.

Статья 75

Граждане Республики, не обладающие общей гражданской правоспособностью, упомянутой в статье 34, сохраняют свой личный статус, если они от него не отказались.

Статья 76

Упразднена (Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 12 )

РАЗДЕЛ XIII
Упразднен

(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 14)

РАЗДЕЛ XIV
О соглашениях об объединении

Статья 88
(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 13

«Республика может заключать соглашения с государствами, которые желают объединиться с ней с целью развития их цивилизаций».

РАЗДЕЛ XV
О Европейских сообществах и о Европейском Союзе
(Конституционный закон № 92-554 от 25 июня 1992 г., ст. 5)

Статья 88-1

«Республика является участницей европейских сообществ и Европейского Союза, состоящих из государств, свободно решивших, на основании соглашений об образовании этих сообществ и Европейского Союза, совместно обеспечивать выполнение некоторых своих компетенций».

Статья 88-2

«При соблюдении взаимности и в рамках условий, предусмотренных соглашением, подписанным 7 февраля 1993 года, Франция дает свое согласие на передачу компетенций, необходимых для проведения в жизнь европейского экономического и валютного союза, а также для определения правил, относящихся к перемещению через внешние границы государств — членов европейского сообщества.

Статья 88-3

«При соблюдении взаимности и в рамках условий, предусмотренных соглашением о Европейском Союзе, подписанным 7 февраля 1992 года, право избирать и быть избранными на муниципальных выборах может предоставляться исключительно гражданам Союза, проживающим во Франции. Эти граждане не могут выполнять функций мэра или помощника мэра, они также не вправе участвовать ни в назначении выборщиков, ни в выборе сенаторов. Органический закон, принятый обеими палатами в той же редакции, определяет условия применения данной статьи.

Статья 88-4

«Правительство представляет на рассмотрение Национального собрания и Сената предложения, относящиеся к юридическим актам сообщества, содержащие положения законодательного характера, сразу же после их поступления в Совет Сообществ. «Резолюции по данной статье в рамках условий, зафиксированных в регламенте каждой палаты могут приниматься путем голосования во время и вне сессий.

РАЗДЕЛ XVI
О пересмотре Конституции

Статья 89

Инициатива пересмотра Конституции принадлежит одновременно Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента.

Проект или предложение пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом.

Однако проект пересмотра Конституции не выносится на референдум, если Президент Республики решит передать его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса, в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет большинство в три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания.

Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории.

Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

РАЗДЕЛ XVII
Упразднен

(Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 14)

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бернар Кушнер 0 1248

Бернар Кушнер фото

Бернар Кушнер (Bernard Kouchner) с 2007 года является министром иностранных дел Франции.  До этого он занимал пост министра здравоохранения во французском правительстве в 1992-1993, 1997-1999 и 2001-2002 годах. Был полномочным представителем генерального секретаря ООН в Косово в 1999-2001 годах. Кроме того,  Б. Кушнер был одним из основателей международной гуманитарной организации «Врачи без границ», получившей нобелевскую премию мира в 1999 году, а также создателем другой гуманитарной организации — «Врачи мира».

Кушнер родился 1 ноября 1939 года в Авиньоне во Франции. Его отец Георг Кушнер (George Kouchner) был врачом, происходил из еврейской семьи, иммигрировавшей из Латвии в конце XIX века. Мать — Леонна Морик (Leonne Mauric) была француженкой-протестанткой. Родители отца Бернара погибли в Освенциме, а сам Георг Кушнер в республике Виши вынужден был отказаться от врачебной практики и даже продать врачебный кабинет. Бернар не очень хорошо учился в школе, тем не менее, он поступил на медицинский факультет в Париже.

В 1960 году Кушнер вступил в Коммунистическую партию Франции, в том же году явился в кубинское посольство с просьбой взять его добровольцем в отряды Че Гевары, но ему отказали. В 1964 году он все же побывал на Кубе и встречался с Фиделем Кастро. В 1966 году его исключили из компартии. Во время майских выступлений 1968 года в Париже Кушнер возглавлял студенческую забастовку на медицинском факультете, в том же году он получил степень доктора-гастроэнтеролога, защитив диплом по эндоскопии и отправиться вместе с группой французских медиков для оказания гуманитарной помощи в Биафру — богатый нефтью регион Нигерии, который тогда сражался при поддержке Франции, ЮАР и Израиля за независимость.

Правительство Нигерии при помощи поставок оружия из США, СССР и Великобритании сумело изолировать повстанцев в Биафре, в 1969 году Красному Кресту запрещено было поставлять в Биафру медикаменты и продовольствие, это вынудило повстанцев сдаться. Летом 1969 году Кушнер вернулся в Париж и стал основателем движения «Против геноцида в Биафре».

В 1971 году Кушнер стал одним из основателей неправительственной международной организации «Врачи без границ» (Medecins sans frontieres), деятельность которой была нацелена на оказание помощи людям, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Одним из главных отличием этой организации от Красного Креста было то, что в своем уставе они требовали от своих членов не только оказание помощи пострадавшим, но и протоколирование действий сторон, участвующих в конфликте.

В конце 1970 годов он организовал операцию по вывозу беженцев из Южного Вьетнама, которые опасались репрессий со стороны победившего в войне северовьетнамского правительства.

Операцию по эвакуации беженцев из Южного Вьетнама не поддержал председатель «Врачей без границ» Клод Малхуре (Claude Malhuret), который хотел сделать организацию нейтральной. Тогда Кушнер вышел из «Врачей без границ» и создал в 1980 году новую организацию «Доктора мира» (Mеdecins du Monde), председателем который был до 1982 года. Под ее эгидой Кушнер участвовал в гуманитарных акциях в Гондурасе, Камбодже, Уругвае, Перу, Гватемале и Тайланде. Кроме деятельности за рубежом Кушнер с 1975 до 1987 был врачом-гастроэнтерологом в парижском госпитале Кочин (Cochin).

В 1988 году Кушнер вошел в правительство социалистов при президенте Франсуа Миттеране (Francois Mitterrand) в качестве государственного министра по гуманитарным акциям и социальной интеграции, и занимали эти посты до 1991 года. Через год он вошел в социалистическое правительство Пьера Береговуа (Pierre Beregovoy) в качестве министра здравоохранения и сохранял этот пост до 1993 года. После поражения социалистов на французских выборах, в 1994 году Кушнер стал депутатом Европарламента. В 1997 снова стал министром здравоохранения при премьер-министре Лионеле Жоспене (Lionel Jospin), в 1998 году вступил в Социалистическую партию Франции.

В начале 1990-х Кушнер опубликовал статью-манифест, в которой утверждал, что долг цивилизованных стран — вмешиваться во внутреннюю политику «деспотических» наций. Кушнер не переставал заниматься гуманитарными акциями: участвовал в помощи курдам в Ираке и пострадавшему от гражданской войны населению Сомали. Скандал во Франции произвело известие о том, что Кушнер в Сомали просто позировал перед журналистами, когда перетаскивал на спине с корабля мешок с рисом.

В 1999 году «Врачи без границ» получили Нобелевскую премию мира. В составе этой организации Кушнер участвовал в гуманитарной операции в Ливане в начале гражданской войны, сотрудничал с шиитским лидером Мусой аль-Садром.

15 июля 1999 года Кушнер был назначен на пост представителя генерального секретаря ООН в Косово в течение 18 месяцев занимался переустройством политической системы края, разоружением и восстановлением экономики. Однако Кушнера критиковали за то, что он закрывал глаза на изгнание из Косово этнических сербов.

После окончания своего мандата ООН в Косово, в 2001 — 2002 годах Кушнер опять был на должности министра здравоохранения при Жоспене. На этом посту Кушнер был сторонником разрешения эвтаназии, называл «ангелом милосердия» Кристину Малевр (Christine Malevre), французскую медсестру, арестованную за убийство 30 смертельно больных пациентов. Кроме того, после Косово Кушнер продолжил занимать активную внешнеполитическую позицию, в частности, критиковал Россию за войну в Чечне.

В 2003 году Кушнер неудачно пытался баллотироваться на пост верховного комиссара ООН по делам беженцев и на пост председателя международной организации здравоохранения. В 2003 году читал лекции в Гарвадском университете. Также в 2003 году Кушнер одним из немногих французских политиков поддержал войну в Ираке.

После победы Николя Саркози на президентских выборах в мае 2007 года, Кушнер согласился занять пост министра иностранных дел в правом правительстве Франсуа Фийона — социалисты сочли это предательством и исключили Кушнера из своей партии. Считалось, что пост министра иностранных дел Кушнеру был предложен за лояльную к США позицию. На этом посту Кушнер выступал за улучшение отношений с Россией, требуя, чтобы Великобритания и страны Восточной Европы вели более сбалансированную внешнюю политику по отношению к РФ. Кушнер в сентябре 2007 года заявил, что Франция готова к войне против Ирана в случае срыва переговоров. В 2008 году, после провала голосования по принятию евроконституции в Ирландии, выступил с жесткой критикой ирландского руководства.

После начала войны в Южной Осетии в августе 2008 года Кушнер назвал эти события резней, однако был осторожен в оценках, не возлагал вину за развязывание войны ни на Россию, ни на Грузию. Кушнер считал, что разрешение этого конфликта может повысить авторитет Евросоюза и принял активное участие в мирном урегулировании. В частности, Кушнер был одним из авторов мирного плана, состоявшего из шести пунктов, предусматривающего вывод российских войск с территории Грузии и не предусматривавшего каких-либо изменений в политическом статусе Южной Осетии и Абхазии. Кушнер лично приезжал в Москву и Тбилиси для ведения переговоров с лидерами государств.

Утром 11 августа вместе с президентом Грузии Михаилом Саакашвили Кушнер посетил Гори, который подвергся налету российской авиации. Этот визит закончился конфузом, когда перед камерами Саакашвили бросился бежать, испугавшись взрывов. На следующий день Кушнер посетил лагерь беженцев в Северной Осетии, где выслушал рассказы осетин, покинувших зоны конфликта. Кушнер обещал помочь беженцам, но не делал никаких заявлений о признании геноцида населения Южной Осетии.

После прекращения огня и вывода российских войск с территории, контролируемой правительством Грузии, Кушнер заявил, что Евросоюз не планирует вводить санкции против России. Однако после того, как 26 августа президент России Дмитрий Медведев признал независимость Абхазии и Южной Осетии, Кушнер осудил действия российского руководства и обвинил его в нарушении международного права. Также он заявил о случаях этнических чисток грузинского населения в Южной Осетии, которые, по его словам, осуществлялись российскими войсками.

Кушнер был основателем французских новостных журналов L’Evenement и Actuel. Был основателем и президентом BK Consultants, член правления благотворительных организаций PlaNet Finance и Children Action.

В настоящее время Кушнер женат второй раз, на Кристине Окрент (Christine Ockrent) — известной французской журналистке и телеведущей. От брака с Кристиной у него один сын — Александр (Alexandre). Первой супругой Кушнера была Эвелина Писье (Evelyne Pisier), профессор права, от брака с которой у него трое детей: Жюльен (Julien), Камилла (Camille) и Антуан (Antoine).

Департаменты во Франции 0 208

Департаменты Франции карта

Департаменты во Франции имеют двойное назначение. Во-первых, они являются децентрализованными единицами государственного управления; во-вторых, — органом децентрализации власти центрального правительства. В департаментах избирается Генеральный (Департаментный) совет сроком на 6 лет. Число избираемых депутатов совета колеблется в департаментах от 14 до 76 членов. Выборы проходят на основе прямого, всеобщего избирательного права, в 2 тура, по принципу: один депутат от одного кантона.

Каждые три года Генеральный совет обновляется наполовину. Любой член совета департамента может быть избран и в Национальное собрание Франции или же в коммунальный совет. Исполнительным органом совета являются его председатель, заместители, исполком. Заседания совета проводятся 4 раза в год. Внеочередные заседания могут быть созваны по требованию не менее 13 его членов. Председатель совета осуществляет свою деятельность через исполком. Совет может делегировать свои полномочия исполкому, за исключением тех, которые относятся к утверждению и исполнению бюджета.

Департаменты Франции карта
Департаменты Франции карта

Генеральный совет департамента ведает теми же вопросами, что и совет коммуны, но полномочия его гораздо шире. В его обязанности входят: социальное обеспечение, здравоохранение, социальная помощь детям и молодежи, содержание школ, колледжей и др.

В каждом департаменте имеется комиссар республики (префект), назначаемый центральным правительством, который жестко контролирует деятельность совета. Обязанностью комиссара являются: защита национальных интересов и безопасности граждан; контроль за соблюдением законов; поддержание общественного порядка; административный контроль за деятельностью децентрализованных органов управления; руководство общегосударственной полицией; предоставление руководящим органам департамента и коммуны необходимой информации для их текущей работы.

Комиссар республики не осуществляет административную опеку над органами самоуправления департаментом. Но он наделен правом контроля за ними с точки зрения соблюдения законности. Все решения совета департамента должны выполняться. Однако в течение 15 дней с момента принятия решения совета должны представляться комиссару. Если он сочтет их незаконными, то может обратиться в административный суд для аннулирования принятого решения.

Most Popular Topics

Editor Picks