Пьер Ришар (Pierre Richard) — известный французский актер, сценарист икинорежиссер. Он стал всемирно известным как актер-комик и режиссер французских комедий. Пьер Ришар, полное имя – Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей (PierreRichard Maurice Charles Léopold Defays ) родился 16 августа 1934 г. в Валансьене (Нормандия, Франция) в семье крупного текстильного промышленника. Отец Ришара вскоре после рождения сына, проиграл состояние на скачках и оставил жену и малыша на попечение своего отца — потомка древнего аристократического рода севера Франции.
Детство Пьера Ришара прошло в пансионе. Именно здесь он стал постигать азы актерской профессии. Как говорил сам Ришар в своих интервью, в то время ему приходилось постигать азы своей профессии, «чтобы спасти свою шкуру», так как в течение восьми лет каждую неделю Пьера привозили в пансион на лимузине, и чтобы как-то сгладить отчуждение сверстников — сыновей крестьян и шахтеров, Пьер кривлялся и смешил их.
Окончив школу, Ришар переехал в Париж, где поступил на курсы драматического искусства Шарля Дюллена (Charles Dullin), затем проходил стажировку у знаменитого режиссера Жана Вилара (Jean Vilar). Актерской карьере Ришара резко противился его дед, и поступление на курсы стало причиной разрыва молодого человека с семьей. Дед отказал ему в какой бы то ни было поддержке, что не помешало тому покинуть родной город и отправится в Париж.
В начале театральной карьеры Ришару доставались роли только второго плана. Ришар оттачивал свое комедийное мастерство, придумывая веселые скетчи и показывая их в многочисленных кабаре Латинского квартала вместе со своим другом — актером Виктором Лану (Victor Lanoux). Тогда же Ришар познакомился с режиссером Ивом Робером (Yves Robert), который и привел его в кинематограф, пригласив в 1968 г. сняться в картине «Блаженный Александр».
А в 1970 г. актер впервые сам создал фильм «Разиня», который продюссировали Ив Робер и Даниель Делорм (Daniele Delorme). Следом за «Разиней» вышли еще две режиссерские работы Ришара: «Злоключения Альфреда» (1972) и «Я ничего не знаю, но скажу все» (1973). Успех Ришару принесла главная роль в вышедшей в 1972 г. авантюрной комедии Ива Робера «Высокий блондин в черном ботинке»; через два года последовало продолжение ленты — «Возвращение высокого блондина».
На протяжении своей карьеры Пьер Ришар работал с лучшими французскими режиссерами-комедиографами. Так, в 1974 г. он впервые снялся у Клода Зиди (Claude Zidi) в фильме «Он начинает сердиться» (оригинальное название — «Горчица бьет в нос»), а в 1975 г. вместе с известной английской актрисой Джейн Биркин (Jane Birkin) сыграл в его ленте «Не упускай из виду».
В 1976 г. на экраны вышел фильм Франсиса Вебера (Francis Veber) «Игрушка», где Ришар исполнил главную роль, сыграв журналиста Франсуа Перрена. Дружба с Вебером, а затем и с Жераром Депардье, вылилась в плодотворное сотрудничество режиссера и актеров, создавших фильмы, по сей день пользующиеся любовью зрителей: «Невезучие» (1981), «Папаши» (1983) и «Беглецы» (1986).
У режиссера Жерара Ури (Gerard Oury) Пьер Ришар сыграл в картинах «Побег» (1978) и «Укол зонтиком» (1989).
В 1988 г. Пьер Ришар осуществил постановку документального фильма о легендарном кубинском революционере Эрнесто Че Геваре. Лента получила название «Расскажите мне о Че», ее хронометраж составил всего 50 мин. Она была представлена Ришаром на фестивале Нового латиноамериканского кино в декабре 1988 г. и вызвала широкий общественный резонанс.
В конце 1980-х годов Пьер Ришар основал свою компанию «Фиделин фильм», занимавшуюся производством и прокатом фильмов, а также выпуском пластинок с песнями самого Пьера Ришара.
Хотя в 1990-х гг. Ришар и продолжал по-прежнему сниматься в кино, комедии с его участием не имели такого успеха, как комедии 70-х, 80-х годов.
В 1995 г. актер снялся в фильме грузинского режиссера Наны Джорджадзе «Тысяча один рецепт влюбленного кулинара». За исполнение главной роли в этом фильме Ришар получил Пальмовую ветвь Каннского фестиваля 1996 г.
В 1996 г. Пьер Ришар начал играть в театре «Алеф», где он работает и по сей день. Со спектаклем «Убийство в Вальпараисо» он побывал на Украине и в России.
В 2000 г. актер снялся в роли старого французского капитана во втором фильме Наны Джорджадзе «Лето, или 27 потерянных поцелуев». В том же году исполнил главную роль в драматическом телефильме «Без семьи», после которого вновь вернулся к жанру комедии.
С 2000 по 2009 гг. Пьер Ришар сыграл в 12 картинах, среди которых есть одна российская — комедия из восьми серий «Парижане» (2006), в котором Ришар исполнил роль учителя труда в маленькой деревушке под Тамбовом с названием Париж.
В 2004 году Ришар получил награду за вклад в развитие кино от Монреальского фестиваля комедийного кино «Все ради улыбки» (Just for Laughs).
В 2005 г. Пьер Ришар был избран президентом жюри Фестиваля короткометражных фильмов, а в 2006 г. получил премию «Сезар» от Французской киноакадемии.
В 2015 году во Франции состоялась премьера фильма «Агафья», снятого по мотивам рассказов А. П. Чехова. В этом фильме спустя почти 30 лет вновь воссоединился актёрский дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардьё.
Несмотря на солидный возраст, актёр продолжает играть в кино. За последние годы он снялся в таких фильмах как «Чудеса в Париже» (2016), «Мистер Штайн идёт в онлайн» (2017), «Малыш Спиру» (2017), «От семьи не убежишь» (2018), «Мадам Миллс, идеальная соседка» (2018).
Кроме собственной звукозаписывающей компании Пьер Ришар владеет виноградником на юге Франции. Каждый год он производит и выставляет на продажу несколько десятков тысяч бутылок вина «Шато Бель-Эвек», которое экспортируют в Бельгию.
Пьер Ришар был женат четыре раза. Первой женой актера была балерина парижской «Гранд Опера»; она родила Пьеру двух сыновей. Оба они музыканты — один саксофонист, другой — контрабаcист. После развода с первой женой Ришар выбрал в подруги актрису Мюриэль Дюбрюль.
Третьей женой Ришара была марокканка Айша (на 34 года моложе Пьера). Четвертая жена Ришара – бразильская топ-модель Сейла, которую актер с нежностью называет «моя бразильянка».
У Ришара есть три внучки и один внук.
Ришар написал нескольких книг: «Маленький блондин в большом парке» (1989), «Как рыба без воды» (2003), «Почтовые привилегии» (2008). Авторству Пьера Ришара принадлежат также несколько детских сказок.
Весной 2015 года 80-летний Пьер Ришар выпустил в парижском издательстве «Фламмарион» свои 300-страничные мемуары, которые назвал, как и свой фильм 1973 года, «Я ничего не знаю, но всё скажу» (Je sais rien, mais je dirai tout).