Французские монеты 0 6656

Французская монета фото

Франк — золотая и серебряная французская монета, денежная единица Франции, Бельгии и Люксембурга до переход на евро. Название монет произошло от латинских надписей на первых монетах Francorum rex — Король франков.

Первоначально франком называлась золотая французская монета. Эту монету впервые выпустили в 1360 году по случаю освобождения короля Иоанна Доброго, находившегося четыре года в плену у англичан после битвы при Пуатье .

Луидор — золотая французская монета, название произошло от изображенного на аверсе портрета короля Людовика (Луи) XIII. По-французски Louis d’or (Золотой Луи). Существует множество разных по оформлению луидоров. Его чеканили до Великой Французской революции . Франция продолжала выпускать золотые монеты со стопой луидора до 1803 года.

Наполеонодор монета
Французские монеты

Наполеондор — название французской золотой монеты в 20 франков, чеканившейся Наполеоном I и позже Наполеоном III, с портретом императора на аверсе. По-французски Napoleon d’or (Золотой Наполеон).  Наполеон еще не был императором, когда начали чеканить эту монету.  Тогда он был лишь первым консулом, и до тех пор, пока он не короновал себя, на монете было изображение его обнаженной головы. Став императором, он изображается на монете в лавровом венке. После наполеоновских войн, наполеондор превратился в один из самых распространенных стандартов золотой монеты в Европе.

Экю — старинная французская золотая монета. Название монеты происходит от французского слова ecu (щит). Первая французская золотая монета была выпущена в 1266 году, во времена короля Людовика IX Святого — это был золотой денье. По изображению на монете щита (символа объединенного королевства) она получила название «экю». Монеты чеканили почти из чистого золота весом около 4 г, диаметр — 24 мм.

Французские монеты. Экю
Французские монеты. Экю

Ливр — денежно-счетная единица во Франции IX-XVIII в. Название происходит от латинского слова Libra – фунт.  Изначально денежно-счётный ливр равнялся по стоимости весовому фунту. Позже, в результате порчи монет стоимость его уменьшилась, но деление ливра на 20 су сохранилось безотносительно к тому, чеканилась ли полноценная монета или низкопробная.

Известны ливр турский и ливр парижский. Ливр турский (турнуа, tournois) стал господствующей денежно-счётной единицей во Франции во времена Филиппа IV. Ливр парижский, который был тяжелее ливра турского, был основной денежно-счётной единицей на севере Франции во времена Филиппа II Августа, но потом уступил место ливру турскому и исчез из обращения. Как монета ливр выпускался только один раз в 1656 году.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Промышленность Франции 0 10164

Карта промышленности Франции

Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично — на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.

Ежегодно в Центральном массиве добывается 2-3 тыс. т урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работают более 50 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится более 70 % всей электроэнергии. В стране много уникальных центров ядерной энергетики. Так, в Трикастене (в долине Роны) — самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л’Аг находится крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций. Атомная энергетика обеспечивает более 1/3 всего потребления энергии в стране. Однако там за год добывается около 10 млн. тонн угля, 3-4 млн. т нефти и 3 млрд. м3 природного газа, отчего в целом самообеспеченность страны энергоресурсами не достигает и 50 %.

Зависимость страны от импорта нефти — «узкое место» в ее экономике. Планы развития энергетики ставят целью сокращение потребления энергии и уменьшения зависимости от ввоза энергоносителей за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования своих возобновляемых ресурсов (энергии солнца, ветра, морских приливов).

За последние 20-30 лет существенно изменилась обрабатывающая промышленность страны; уменьшились ее материале- и энергоемкость, усилились позиции машиностроения и химической промышленности, хотя и здесь отдельные производства эволюционировали по-разному. Так, особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО), тоннаж спускаемых со стапелей судов. Среди химикатов почти удвоился выпуск пластмасс и синтетических смол, но уменьшилось производство многих продуктов базовых отраслей неорганической химии. Налицо свертывание некоторых важных старых отраслей, на 1/3 уменьшилась выплавка стали (хотя это производство было сильно модернизировано). Теперь вся сталь получается в электропечах или кислородно-конверторным способом. Примерно на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей, мужской одежды и т.д.

В стране хорошо развиты черная металлургия и выплавка алюминия, хотя эти отрасли производства испытывают спад из-за конкуренции других стран. Ежегодно выплавляется 13-14 млн. т чугуна и 18-19 млн. т стали. Причем около половины чугуна и 1 /4 стали производятся в Лотарингии, где заводы работают на местной железной руде и частично — на своем коксе. Велико значение двух крупных металлургических комбинатов, построенных у моря в Дюнкерке и Фосе (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. В горных районах — Савойе, Центральном массиве, Пиренеях — вблизи ГЭС развита электрометаллургия (производство ферросплавов, качественных сталей и цветных металлов).

На долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих и стоимости промышленной продукции. Франция — одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализациипр — производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС. Ежегодно выпускается 3,5-4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании — «Рено» (государственная) и «Пежо-Ситроен». Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свы¬ше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей — импортируемые). Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте).

Авиаракетная промышленность Франции лидирует в Западной Европе. Конструируются разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты «Ариан» используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции — Куру во Французской Гвиане). Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности — в Бордо, Бурж, Мариньян.

Развито производство электротехники и электроники, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу. Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и выпуске сельскохозяйственных машин. Во внешней торговле такой продукцией она обычно имеет пассив.

Главная особенность размещения машиностроения в целом — его высокая концентрация в Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Франция входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов; специализация — производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс. Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии — углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице характерны тонкая химия (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производство шин. Другие крупные заводы резиновых изделий в Клермон-Ферране и Понлюсоне, наоборот, были размещены в сельских районах в расчете на дешевизну рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.
Важнейшая отрасль легкой промышленности — текстильная — утратила свое былое значение во французской экономике, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. Так, по производству тканей Франция наряду с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшей — химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внешних и внутреннем рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза.

Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. На севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь — центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них. Важнейшие производители трикотажа — Труа, Париж и Рубе.

Большое значение имеет швейная промышленность. Ее изделия пользуются большим спросом и за пределами страны. Главный «законодатель мод» и центр по выпуску одежды и галантереи — Париж. Крупные масштабы имеет пищевая промышленность, особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия.

Уже из перечня основных центров отдельных производств видно, что промышленность размещена очень неравномерно. 1/5 часть продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же — в Лионском и Северном районах, вместе взятых (всего на 17 % территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).

Воздействие ЕС на экономику Франции 0 2576

Флаги ЕС и Франции

Процесс европейского строительства глубоко повлиял на экономику Франции. Он потребовал от предприятий дополнительных усилий по поддержанию конкурентоспособности не только для того, чтобы противостоять новым конкурентам, но и чтобы использовать благоприятные возможности обширного рынка. Претворение в жизнь принципа свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов, получившего развитие в 1993 г. в рамках единого рынка, открыло для французских предприятий  пространство с 376 млн. потребителей и положительно отразилось на всех отраслях национальной экономики.

Общая сельскохозяйственная политика стала для Франции важнейшим стимулом к модернизации. Она основана на свободном обращении продукции, финансовой солидарности и преференциях в рамках Сообщества. Эта политика внесла свой вклад в увеличение доходов фермеров, рост инвестиций и быстрый прирост сельскохозяйственного производства.

Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства оказывает значительную помощь в обустройстве сельских районов, модернизации хозяйств и мелиорации земель. Он также оказывает помощь сельскохозяйственному производству в горных местностях и других неблагоприятных в природном отношении районах.

В области промышленности свободное передвижение товаров и капиталов стало важнейшим стимулом для предприятий. В результате выросли инвестиции, резко усилилась концентрация капитала и рост числа филиалов за рубежом.

Почти 40 % филиалов французских предприятий расположены в странах Европейского Союза, прежде всего в Германии, Соединенном Королевстве и Испании.

ЕС способствовал реструктурированию традиционных отраслей промышленности посредством предоставления различных видов помощи и ограничения импорта.

Сфера обслуживания также выиграла от общеевропейского процесса. Сообщество внесло свой вклад в модернизацию транспортной сети, участвуя в финансировании таких крупных строек, как например, Пюиморенский туннель между Францией и Испанией.

Свобода передвижения содействовала развитию туризма во Франции, более 80 % туристов являются европейцами.

Европейское сотрудничество способствовало также валютной стабилизации и ограничению курсовых колебаний, придало динамизм банковской и страховой сферам.

С использованием материалов: «Франция», под ред. Профессора Ю.И. Рубинского, La Documentation francaise et Ministere des Affaires etrangeres,  ЗАО «Интердиалект+», Москва, 1999

Most Popular Topics

Editor Picks