Музыка во Франции (XIV-XVIв.) 0 7415

История французской музыки

Формирование французской нации и образование в XV веке централизованного национального государства; кровопролитная англо-французская война; ожесточенная религиозная борьба между католиками и гугенотским движением; старинная, еще от средних веков унаследованная богатая гуманистическая культура городов Парижа, Дижона, Лиона и Анжера; богатое наследие готической полифонии, искусство трубадуров и труверов — все это внесло своеобразные черты в музыкальную жизнь, обычаи и нравы. Раньше всего эти черты сказались в народном песенном творчестве. Народ слагал патриотические песни о Франции, о красоте родной земли, о гражданском и воинском долге французов перед отечеством — и в них звучали голоса пробуждавшегося национального самосознания.

Народная песенность

Народ сохранил и совершенствовал свои бытовые, лирические, хороводные песни, жизнерадостные, полные чувства и юмора. Многие песни тех времен поют и в наши дни, например, «Из Лотарингии домой», «В Авиньоне на мосту» (Sur le pont d’Avignon).

Остались от того времени и танцевальные мелодии, по интонациям, ритмическим фигурам близкие к средневековым. В 1547 году неизвестным автором была сделана гитарная запись хороводного танца в трехдольном размере (bransle), который плясали тогда в Пуату. Танцевальные пьесы, аранжированные для лютни, виолы, скрипки и других инструментов, объединялись в серии и издавались сборниками под названием «Danseries».

Профессиональное музыкальное искусство

К XV-XVI векам относится возникновение новой разновидности французского песенного творчества — ноэлей (noёls), или как их тогда называли «но». Первые «но» — это настоящие святочные песни на евангельские тексты (о рождении Христа, поклонении волхвов и т.д.), и распевались они именно на рождественские праздники.

Постепенно ноэли стали исполняться не только в сочельник, но и в другие времена и по всей Франции на разных диалектах. Сложились ноэли-басни, ноэли-пасторали, ноэли лирические и сатирические. Эти «духовно-мирские» тексты приноравливались к мелодиям широко бытующих городских и сельских напевов.

Рядом с сокровищами передовой французской мысли и искусства — материалистическими идеями Пьетро Гассенди и Мишеля Монтеня, бессмертной сатирой Франсуа Рабле, плебейской поэзией бунтаря-бродяги, обличителя знати и церкви Франсуа Вийона, утонченным гуманизмом поэтов Клемана Маро и Пьера Ронсара — возникла и новая профессиональная музыка. На стихи Ронсара — знатока музыкальной культуры — написано было множество превосходных мелодий. Сами поэты нередко бывали музыкантами.

Франция первой из европейских стран выдвинула теоретиков нового искусства (ars nova) — Филиппа Витрийского и Жана де Мюр. Они смело выступили против отживших догм средневекового музыкознания и обосновали новые, прогрессивные в то время принципы теории и музыкального письма.

Гийом де Машо (1300-1377)

Во Франции еще в XII веке возникла жизнерадостная светская музыка трубадуров и труверов, в некоторых чертах поэтического содержания и мелодического стиля предвещавшая Ренессанс.

Последний и величайший трувер Франции Гийом де Машо явился в то же время самой видной фигурой французского нового искусства. Он — создатель первой французской мессы четырехголосного склада для хора с инструментальными голосами.

Машо написал также много превосходной музыки в светских жанрах. Его маленькие полифонические баллады строфическрй композиции с инструментальным сопровождением и трехголосные лирические рондо на три различных текста до сих пор радуют слух свежими , певучими мелодическими оборотами.

Машо оставил после себя также восхитительные lais — одноголосые песни с сопровождением, интонационно более близкие к народному творчеству. Он был прежде всего тонким и изобретательным мелодистом.

Многоголосная песня

Позже, в XV-XVI веках самым реалистическим и популярным жанром французской профессиональной музыки стала многоголосная песня. К ней обратились многие композиторы Франции того времени — Жоскен Депре, Мутон, Мулю, Виллар,  Ришфор, Майяр, Клоден Сермизи, Жаке, Сертон, Пассеро, Жаннекен. Заняв центральное место у себя на родине, французская песня приобрела общеевропейское значение.

Клеман Жаннекен (Clément Janequin)

Крупнейший мастер chanson Клеман Жаннекен стал центральной фигурой французского музыкального Ренессанса. Произведения Жаннекена были опубликованы в Париже и в Венеции между 1530 и 1572 годами. Будучи священников и к тому же регентом церковных хоров, он ставил после себя  ряд произведений в духовных жанрах — мессы, мотеты, давидовы псалмы, плачи Иеремии, соломоновы притчи.

Первоклассный мастер многоголосного письма, Жаннекен искусно пользовался приемами, как аккордового многоголосия, так и линеарно-имитационной полифонии, создавая целые «звукописные полотна» французской жизни.

С использованием материалов: К. Розеншильд «История зарубежной музыки», М.: Издательство «Музыка», 1978

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Патрисия Каас 0 983

Патрисия Каас фото

Патрисия Каас (Patricia Kaas) — одна из самых загадочных звезд французской эстрады. Одни сравнивают ее с Эдит Пиаф, другие — с Марлен Дитрих, но сама она отрицает подобное сходство. Концертные выступления Патрисии обычно продолжаются более двух часов. Это бывает настоящий праздник для зрителей, феерия с чередой смены туалетов от Ив-Сен Лоран, Гуччи, Пако Рабана и Тьери Мюглера.

Патрисия родилась 5 декабря 1966 г. в городке Форбак (Лотарингия), на границе между Францией и Германией. Она была седьмым ребенком в семье. Отец Патрисии был шахтером, мать — домработницей. Мать Патрисии была немкой, именно она первая поняла, что ее дочь ждет успех.

С 8 лет Патрисия начала выступать в местных клубах, на танцплощадках и праздниках, а в 13 лет подписала контракт с кабаре «Rumpelkammer» в Саарбрюкене, в котором проработала по субботам целых 7 лет. После смерти матери, Патрисия будучи самой младшей в семье, стала старшей сестрой, она содержала всю семью.

Патрисия  исполняла песни Лайзы Минелли, Джонни Митчелла… В 1985 Каас записала сингл «Jalouse», произведенный кинозвездой Депардье и его женой Элизабет. Этот сингл принес ей большую популярность.

В 1987 году вышел ее дебютный альбом Mademoiselle Chante le Blues, ставший национальным хитом во Франции и платиновым в Бельгии и Швейцарии. Следующим  был Scene da vie, три месяца подряд занимавший вернюю строчку национального хит-парада Франции. За выходом альбома последовали гастрольные туры в США, Германию, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Голландию и Россию, где певица выступала на крупнейших площадках страны.

Третий студийный альбом Каас Je te dis vous записывался в Лондоне с Робином Милларом и разошелся тиражом в 2 миллиона. После чего певица, первой из французских исполнителей с 1950 года, отправилась на гастроли во Вьетнам, посетив также Южную Корею и Камбоджу. В 1994 году Патрисия Каас удостоилась высшей музыкальной награды Франции в четвертый раз — ей вручили «Викторию» как лучшей исполнительнице страны.

Следующий альбом Каас записала в Нью-Йорке, она работала под руководством продюсера Фила Рамона над произведениями верных Барбеливьена и Бернхайма, а так же Лайла Ловетта, Джеймса Тэйлора, Жан-Жака Гольдмана и тогдашнего возлюбленного, бельгийского певца Филиппа Бергмана, который ради Патрисии уехал из Бельгии, где продал дом и оставил друзей. Он является автором песни «Я все оставила ради тебя». Хотя, на самом деле не Патрисия, а Филипп все оставил ради своей любви. Филипп поработал над ее имиджем, и новый облик Патрисии — это результат его стараний.

Французская певица Патрисия Каас
Французская певица Патрисия Каас

Выпущенный в марте 1997 диск под названием Dans ma chair («В моей плоти») имел большой успех, уже к концу года было продано 750000 экземпляров. Во время работы над этим диском умер отец Патриции. “Он был такой милый, часто хохмил, был весельчаком. Когда молчал, его лицо всегда озаряла улыбка, а глаза блестели, в них можно было прочитать все, о чем он не договаривал, будучи по натуре замкнутым человеком», — говорила Каас.

Очередной альбом Le mot de pass, изданный в 1999 году, был спродюсирован Паскалем
Обиспо, написавшим для Патрисии несколько песен. Через год вышел и сдвоенный концертный диск, состоящий из акустических версий песен певицы и симфонических обработок ее хитов.

В 2002 году певица сделала еще один шаг в плане популяризации французской музыкальной поп-культуры: Патрисия не только впервые в жизни попробовала себя в качестве актрисы и снялась в главной роли с Джереми Айронсом в новом фильме режиссера Клода Лелюша «And Now… Ladies and Gentlemen» («А теперь…дамы и господа»), она еще и записала к нему восхитительный саундтрек «Piano Bar», составленный из песен, прославленных исполнением Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жилбера Бико, Шарля Трене, Жака Бреля и других французских шансонье. «Этой работой я лишь хотела отдать дань уважения всем этим исполнителям и возродить забытые словосочетания «музыкальный бар», «бар с пианино», с чьей помощью французская песня часто и начинала свое путешествие по миру,» — объясняет сама Патрисия.

Патрисия Каас
Патрисия Каас

В начале декабря 2003 года у Каас выходит 7-й студийный альбом «Sexe Fort» («Сильный пол»). В этом диске Каас кардинально меняет свой стиль исполнения, делает его более твердым, с элементами рока. В июле 2004 года Каас отправляется в своё новое гастрольное турне «Toute la musique». Несмотря на довольно слабую продажу альбома «Sexe Fort», турне в его поддержку прошло при полном аншлаге. Каас выступила с 10 концертами в США, дала 5 концертов в Канаде, 50 выступлений в Европе и более 11 выступлений в Азии, куда вошли такие страны, как Китай, Корея и Япония. После завершения турне Каас объявила о двухлетнем перерыве.

В начале февраля 2008 года у Патрисии вышел первый русскоязычный дуэт «Не позвонишь» вместе с известной российской группой UMA2RMAN. Сингл возглавил национальные хит-парады России уже через 2 недели и долгое время держался в топ-пятёрке. В ноябре 2008 года в России выходит новый, долгожданный альбом «Kabaret». Название альбома «Kabaret» написано с ошибкой (во французском языке слово «Кабаре» пишется через «С» — «Сabaret»). Начальная буква «K» — это небольшой намёк на «Kaas». Альбом станет первой студийной работой Каас за последние 5 лет. Первое издание диска не было доступно широкой публике и выпускалось в рамках рекламной кампании «Л’Этуаль» в России. Официальный релиз диска в России и во многих странах ЕС состоялся в марте 2009 года. Немецкое издание диска вышло в феврале 2009 года в Германии. В поддержку альбома с конца 2008 года по 2009 у Каас пройдут сольные выступления в разных городах мира, в том числе в Москве и Хабаровске. Помимо России, Каас даст концерты на Украине, во Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Голландии, Швеции, Прибалтике, Польше, Турции, Израиле и во многих других странах. В России продажа альбома «Kabaret» превысила 90 000 копий. Во Франции было проданно свыше 200 000 копий.

26-27 февраля 2010 года Патрисия Каас выступила в Москве c российскими артистами в Государственном концертном зале Кремля. Концерт был записан 1-м каналом российского ТВ и транслировался 8 марта 2010 года.

5 ноября 2012 года Патрисия Каас представит новый альбом и концертную программу под названием Kaas chante Piaf (Каас поёт Пиаф) на сцене Royal Albert Hall в Лондоне. Помимо Лондона, Каас даст концерты в Германии, Франции, Канаде, США, Корее и в других странах. 3 декабря 2013 года Патрисия Каас выступила с программой Kaas chante Piaf и в Москве, в Крокус Сити Холле, а 9 декабря в Киеве в Национальной опере Украины. С 26 февраля по 2 марта 2013 года певица выступит в прославленном концертном зале Парижа — Олимпии.

Патрисия Каас представила Францию на музыкальном конкурсе «Евровидение 2009», финал которого прошёл 16 мая 2009 года в Москве. Патрисия выступила с песней «Et s`il fallait le faire» с её нового диска «Kabaret». Кроме того, Патрисия заявила, что выступление 16 мая для неё будет самым сложным за всю её музыкальную карьеру, так как в этот день у Каас скончалась мать. До этого Каас никогда не давала концерты 16 мая. Набрав 107 баллов в ходе голосования, Патрисия Каас добралась до почётного 8 места на Евровидении, тем самым став лучшим представителем Франции на тот момент.

Гару 0 11195

Гару биография

Гару (Garou) – известный франко-канадский певец, музыкант и актер.  Настоящее имя – Пьер Гаран. Родился 26 июня 1972 года в Шербруке, в Канаде. Широкую популярность приобрел после того, как сыграл роль Квазимодо в мюзикле «Нотр-Дам де Пари» (Notre-Dame de Paris) в 1998 году. Он вырос в музыкальной семье. Его отец любил играть на гитаре, первые уроки Гару взял у него. Когда ему исполнилось три года, родители стали замечать, что их ребенок очень музыкален. Через 2 года Гару начал осваивать фортепьяно и орган.

Garou мечтал стать археологом. Его завораживали романтика путешествий, история.

В ранние школьные годы Гару учился в частной школе для мальчиков и считался образцовым учеником. Однако, к возрасту 14 лет он вдруг стал бунтарем. И родители, и преподаватели были в недоумении и не могли ничего понять.

Спустя время друзья Гару по школе решают создать свою группу, они приглашают его к себе играть на гитаре. Так состоялось первое выступление будущей звезды перед публикой. Гару играл на гитаре, и пел песни своего идола, Пола Маккартни.

После окончания школы, Гару служит в армии. И тут он опять сталкивается с музыкой, играя в оркестре Канадских Вооруженных сил.

После службы в армии в квебекском городе Ситадель Гару пытается выжить и берется за любую работу: таскает мебель, работает на виноградниках и недолго менеджером в магазине одежды. Он поет на станциях метро Монреаля. Garou искренне дарил людям радость и демонстрировал свой музыкальный талант.

В 1993 году, один из друзей пригласил его на концерт музыканта Луи Алари. Между песнями Гару предложили микрофон. Одно бесстрашное исполнение единственной песни — и он был тут же нанят на работу.

«Первое, что я сделал, когда вышел оттуда — купил звуковую систему. Еще надо было выучить новые песни, чтобы добавить что-то к моему репертуару. На подготовку было отведено только три дня! Это был мой первый шаг к изнурительному круговороту ночной жизни».

Репутация Гару как местной знаменитости быстро распространилась по окрестностям.

После множества беспокойных месяцев работы в барах, ему представилась возможность выступить в Sherbrooke’s Liquor Store. Вечер имел мгновенный успех, который растянулся на четыре года.
Летом 1995 года, он создает R&B группу под названием The Untouchables. Группа имела успех при каждом своем выступлении. Поступало много интересных  предложений о контракте, но что-то останавливало Гару.

«Оглядываясь назад, я вижу, что Sony предлагали мне отличный контракт, но мне нужно было время, потому что я не чувствовал себя к этому готовым».

C «The Untouchables мы никогда не придерживались одного и того же репертуара. Музыканты в группе привыкли к факту, что они никогда не знали, что мы будем исполнять в следующий момент! Я люблю импровизацию!»

Певец Гару
Гару

Эти же музыканты сопровождали Гару в туре по Европе и Квебеку после выхода альбома «Seul».
Летом 1997 года, Люк Пламондон попадает на выступление The Untouchables и обнаруживает в лице Гару того, с чьей помощью он сможет показать сложный характер Квазимодо в мюзикле «Notre-Dame-De-Paris».

«Люк просто провидец. Я до сих пор не понимаю, как он увидел во мне печаль Квазимодо, когда я пел о радости и счастье. Я пошел на прослушивание, но я и понятия не имел, что это было для роли Горбуна. Ришар (Коччианте) сыграл вступление „Belle“, и я начал петь. Вдруг он прекратил играть и молча посмотрел на Люка (Пламондона). После чего они попросили, чтобы я спел „Dieu que le monde est injuste“. Я чувствовал, что эта песня не похожа ни на что, что мне приходилось до этого петь. А следующим утром они мне сказали: „Вы — Квазимодо!“»

Гару был ошеломлен этой удачей. Он погрузился в изучение романа Виктора Гюго, и по его словам, заканчивая чтение, испытал состояние настоящего ужаса.

Гару не боялся зрителей. Он знал, что аудитория его поддержит. Он не сомневался относительно того, способен ли он передать боль Квазимодо. Но его постоянно мучила мысль: стоит ли ему браться за такую роль. Был момент, когда он даже решил отказаться от проекта вообще.

«Однажды я стал спорить с нашим директором (Жиль Маё). Тогда после репетиции он остался со мной, и внимательно слушал, пытаясь увидеть все моими глазами, но он в тот момент, может и не знал, что я сильно нуждался в нем, мне необходима была его поддержка. Он только посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: „Продолжай делать все так, как делаешь. Я знаю точно, что ты тот, кто мне нужен“.»

Гару в "Notre-Dame de Paris"
Гару в «Notre-Dame de Paris»

А потом в Париж, Монреаль, Лион, Брюссель и в Лондон, Гару играл свою роль блестяще. «Каждый вечер я становился Горбуном, нелюбимым, изгоем. А когда уходил из театра, то чувствовал огромную любовь публики».

Потом посыпались награды. Гару выиграл высшую музыкальную награду Квебека, «Félix Révélation de l’année 1999» за роль Горбуна, а «Belle» была отмечена премиями Victoire , World Music Awards и была признана лучшей франкоязычной песней за последнее пятидесятилетие.

«Notre-Dame-De-Paris» стал настоящим хитом во Франции, и на Гару просто посыпались многочисленные предложения записать альбом или сняться в фильме, но он опять хотел чего-то другого. Видел все по-своему и отклонял предложения.

Lаже без контракта всем и так стало ясно: он стал сенсацией, и просто так это не закончится. «Люди Франции дали мне так много любви, что я очень долго буду им обязан …»

В 1998 году голос Гару появился на альбоме «Ensemble contre le sida’», это была песня «L’amour existe encore», он пел дуэтом с Элен Сегара (Эсмеральда). Вышло ещё два диска с его участием: «Enfoirés» и «2000 et un enfant». «Я никогда не просил об этом, старался не зацикливаться на популярности», — говорит Гару.

И вот, в 1999 году в его жизни появился ещё один важный человек. Этот человек: Рене Анжелиль — муж, менеджер, и продюсер певицы Селин Дион. Так началось новое приключение в жизни Гару.

«Моя первая встреча с Рене Анжелилем продолжалась всего 20 секунд. Он подошел ко мне, пожал мою руку, и…» Это было что-то необъяснимое, но сильно взволновавшее его.

«Мои родители — мои лучшие друзья и самые близкие мне люди. Так что, я после этой встречи, помчался к ним, чтобы рассказать обо всем. Позже, когда мы с Рене встретились снова, он сказал мне, что определяющим моментом для него был вовсе не мой голос, и не моя роль, его, оказывается, впечатлило наше рукопожатие.» Гару и понятия не имел, насколько это рукопожатие изменит его жизнь.

Монреаль, декабрь, 1999 год. Селин Дион приглашает Гару, Брайана Адамса, а также множество других артистов, участвовавших в постановке «Notre-Dame-De-Paris», поработать с ней на ее Новогоднем мегаконцерте, чтобы встретить новое тысячелетие.

Концерт был последним перед объявленной Селин двухлетней паузой. После репетиции, однажды вечером, Селин и Рене пригласили Гару на обед. «Селин сказала мне, насколько она счастлива от того, что работает с лучшей командой в мире, и ей жаль, что придется два года провести без них. А потом: ‘ Мы думаем, что Вы должны работать с ними …»

«Я был не просто изумлен. Певица номер один в мире просит меня работать с её командой! Это было невероятно! Предложение было очень великодушное, и… очень вежливое, но этого было слишком много! Даже в самых моих смелых мечтах я никогда не думал, что такое случится со мной».

«Запись альбома была уже новой сказкой. Это — подобно огромной рождественской ёлке с подарками!» Мелодичные темы, обработанные такими музыкантами, как Брайан Адамс, Ришар Коксьянт, Дидье Барбливьен, Альдо Нова и Люк Пламондон, и это не все…

Но несмотря на то, что работал Гару в команде, о которой можно только мечтать, в спорах о своем личном видении он скромным не был. Он хотел записать очень особенный альбом, эклектичную комбинацию стилей, связанных вместе особым видением.

«Я хотел разноцветный альбом, но я был взволнован, когда слышал, что они говорили с людьми по стилям столь разными как Дэвид Фостер, Брайан Адамс и Дидье Барбливьен. Но в конце эта смесь стала одним звуком, потому что люди, работающие над альбомом — в тот момент стали похожи на меня. Мы все согласились с тем, что этот альбом — это я…»

12 февраля 2010 года Гару вступил на открытии зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере с песней Un peu plus haut, un peu plus loin.

Most Popular Topics

Editor Picks

Яндекс.Метрика