Формирование французской нации и образование в XV веке централизованного национального государства; кровопролитная англо-французская война; ожесточенная религиозная борьба между католиками и гугенотским движением; старинная, еще от средних веков унаследованная богатая гуманистическая культура городов Парижа, Дижона, Лиона и Анжера; богатое наследие готической полифонии, искусство трубадуров и труверов — все это внесло своеобразные черты в музыкальную жизнь, обычаи и нравы. Раньше всего эти черты сказались в народном песенном творчестве. Народ слагал патриотические песни о Франции, о красоте родной земли, о гражданском и воинском долге французов перед отечеством — и в них звучали голоса пробуждавшегося национального самосознания.
Народная песенность
Народ сохранил и совершенствовал свои бытовые, лирические, хороводные песни, жизнерадостные, полные чувства и юмора. Многие песни тех времен поют и в наши дни, например, «Из Лотарингии домой», «В Авиньоне на мосту» (Sur le pont d’Avignon).
Остались от того времени и танцевальные мелодии, по интонациям, ритмическим фигурам близкие к средневековым. В 1547 году неизвестным автором была сделана гитарная запись хороводного танца в трехдольном размере (bransle), который плясали тогда в Пуату. Танцевальные пьесы, аранжированные для лютни, виолы, скрипки и других инструментов, объединялись в серии и издавались сборниками под названием «Danseries».
Профессиональное музыкальное искусство
К XV-XVI векам относится возникновение новой разновидности французского песенного творчества — ноэлей (noёls), или как их тогда называли «но». Первые «но» — это настоящие святочные песни на евангельские тексты (о рождении Христа, поклонении волхвов и т.д.), и распевались они именно на рождественские праздники.
Постепенно ноэли стали исполняться не только в сочельник, но и в другие времена и по всей Франции на разных диалектах. Сложились ноэли-басни, ноэли-пасторали, ноэли лирические и сатирические. Эти «духовно-мирские» тексты приноравливались к мелодиям широко бытующих городских и сельских напевов.
Рядом с сокровищами передовой французской мысли и искусства — материалистическими идеями Пьетро Гассенди и Мишеля Монтеня, бессмертной сатирой Франсуа Рабле, плебейской поэзией бунтаря-бродяги, обличителя знати и церкви Франсуа Вийона, утонченным гуманизмом поэтов Клемана Маро и Пьера Ронсара — возникла и новая профессиональная музыка. На стихи Ронсара — знатока музыкальной культуры — написано было множество превосходных мелодий. Сами поэты нередко бывали музыкантами.
Франция первой из европейских стран выдвинула теоретиков нового искусства (ars nova) — Филиппа Витрийского и Жана де Мюр. Они смело выступили против отживших догм средневекового музыкознания и обосновали новые, прогрессивные в то время принципы теории и музыкального письма.
Гийом де Машо (1300-1377)
Во Франции еще в XII веке возникла жизнерадостная светская музыка трубадуров и труверов, в некоторых чертах поэтического содержания и мелодического стиля предвещавшая Ренессанс.
Последний и величайший трувер Франции Гийом де Машо явился в то же время самой видной фигурой французского нового искусства. Он — создатель первой французской мессы четырехголосного склада для хора с инструментальными голосами.
Машо написал также много превосходной музыки в светских жанрах. Его маленькие полифонические баллады строфическрй композиции с инструментальным сопровождением и трехголосные лирические рондо на три различных текста до сих пор радуют слух свежими , певучими мелодическими оборотами.
Машо оставил после себя также восхитительные lais — одноголосые песни с сопровождением, интонационно более близкие к народному творчеству. Он был прежде всего тонким и изобретательным мелодистом.
Многоголосная песня
Позже, в XV-XVI веках самым реалистическим и популярным жанром французской профессиональной музыки стала многоголосная песня. К ней обратились многие композиторы Франции того времени — Жоскен Депре, Мутон, Мулю, Виллар, Ришфор, Майяр, Клоден Сермизи, Жаке, Сертон, Пассеро, Жаннекен. Заняв центральное место у себя на родине, французская песня приобрела общеевропейское значение.
Клеман Жаннекен (Clément Janequin)
Крупнейший мастер chanson Клеман Жаннекен стал центральной фигурой французского музыкального Ренессанса. Произведения Жаннекена были опубликованы в Париже и в Венеции между 1530 и 1572 годами. Будучи священников и к тому же регентом церковных хоров, он ставил после себя ряд произведений в духовных жанрах — мессы, мотеты, давидовы псалмы, плачи Иеремии, соломоновы притчи.
Первоклассный мастер многоголосного письма, Жаннекен искусно пользовался приемами, как аккордового многоголосия, так и линеарно-имитационной полифонии, создавая целые «звукописные полотна» французской жизни.
С использованием материалов: К. Розеншильд «История зарубежной музыки», М.: Издательство «Музыка», 1978