Музыка во Франции (XIV-XVIв.) 0 214

История французской музыки

Формирование французской нации и образование в XV веке централизованного национального государства; кровопролитная англо-французская война; ожесточенная религиозная борьба между католиками и гугенотским движением; старинная, еще от средних веков унаследованная богатая гуманистическая культура городов Парижа, Дижона, Лиона и Анжера; богатое наследие готической полифонии, искусство трубадуров и труверов — все это внесло своеобразные черты в музыкальную жизнь, обычаи и нравы. Раньше всего эти черты сказались в народном песенном творчестве. Народ слагал патриотические песни о Франции, о красоте родной земли, о гражданском и воинском долге французов перед отечеством — и в них звучали голоса пробуждавшегося национального самосознания.

Народная песенность

Народ сохранил и совершенствовал свои бытовые, лирические, хороводные песни, жизнерадостные, полные чувства и юмора. Многие песни тех времен поют и в наши дни, например, «Из Лотарингии домой», «В Авиньоне на мосту» (Sur le pont d’Avignon).

Остались от того времени и танцевальные мелодии, по интонациям, ритмическим фигурам близкие к средневековым. В 1547 году неизвестным автором была сделана гитарная запись хороводного танца в трехдольном размере (bransle), который плясали тогда в Пуату. Танцевальные пьесы, аранжированные для лютни, виолы, скрипки и других инструментов, объединялись в серии и издавались сборниками под названием «Danseries».

Профессиональное музыкальное искусство

К XV-XVI векам относится возникновение новой разновидности французского песенного творчества — ноэлей (noёls), или как их тогда называли «но». Первые «но» — это настоящие святочные песни на евангельские тексты (о рождении Христа, поклонении волхвов и т.д.), и распевались они именно на рождественские праздники.

Постепенно ноэли стали исполняться не только в сочельник, но и в другие времена и по всей Франции на разных диалектах. Сложились ноэли-басни, ноэли-пасторали, ноэли лирические и сатирические. Эти «духовно-мирские» тексты приноравливались к мелодиям широко бытующих городских и сельских напевов.

Рядом с сокровищами передовой французской мысли и искусства — материалистическими идеями Пьетро Гассенди и Мишеля Монтеня, бессмертной сатирой Франсуа Рабле, плебейской поэзией бунтаря-бродяги, обличителя знати и церкви Франсуа Вийона, утонченным гуманизмом поэтов Клемана Маро и Пьера Ронсара — возникла и новая профессиональная музыка. На стихи Ронсара — знатока музыкальной культуры — написано было множество превосходных мелодий. Сами поэты нередко бывали музыкантами.

Франция первой из европейских стран выдвинула теоретиков нового искусства (ars nova) — Филиппа Витрийского и Жана де Мюр. Они смело выступили против отживших догм средневекового музыкознания и обосновали новые, прогрессивные в то время принципы теории и музыкального письма.

Гийом де Машо (1300-1377)

Во Франции еще в XII веке возникла жизнерадостная светская музыка трубадуров и труверов, в некоторых чертах поэтического содержания и мелодического стиля предвещавшая Ренессанс.

Последний и величайший трувер Франции Гийом де Машо явился в то же время самой видной фигурой французского нового искусства. Он — создатель первой французской мессы четырехголосного склада для хора с инструментальными голосами.

Машо написал также много превосходной музыки в светских жанрах. Его маленькие полифонические баллады строфическрй композиции с инструментальным сопровождением и трехголосные лирические рондо на три различных текста до сих пор радуют слух свежими , певучими мелодическими оборотами.

Машо оставил после себя также восхитительные lais — одноголосые песни с сопровождением, интонационно более близкие к народному творчеству. Он был прежде всего тонким и изобретательным мелодистом.

Многоголосная песня

Позже, в XV-XVI веках самым реалистическим и популярным жанром французской профессиональной музыки стала многоголосная песня. К ней обратились многие композиторы Франции того времени — Жоскен Депре, Мутон, Мулю, Виллар,  Ришфор, Майяр, Клоден Сермизи, Жаке, Сертон, Пассеро, Жаннекен. Заняв центральное место у себя на родине, французская песня приобрела общеевропейское значение.

Клеман Жаннекен (Clément Janequin)

Крупнейший мастер chanson Клеман Жаннекен стал центральной фигурой французского музыкального Ренессанса. Произведения Жаннекена были опубликованы в Париже и в Венеции между 1530 и 1572 годами. Будучи священников и к тому же регентом церковных хоров, он ставил после себя  ряд произведений в духовных жанрах — мессы, мотеты, давидовы псалмы, плачи Иеремии, соломоновы притчи.

Первоклассный мастер многоголосного письма, Жаннекен искусно пользовался приемами, как аккордового многоголосия, так и линеарно-имитационной полифонии, создавая целые «звукописные полотна» французской жизни.

С использованием материалов: К. Розеншильд «История зарубежной музыки», М.: Издательство «Музыка», 1978

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Морис Жарр (Maurice Jarre) 0 40

Морис Жарр

Морис Жарр (Maurice Jarre) — известный французский композитор, лауреат трёх премий «Оскар» за музыку к фильмам, кроме того, ему были присуждены четыре «Золотых глобуса», премия «Грэмми», приз Европейской киноакадемии и другие награды. М. Жарр Родился 13 сентября 1924 г. в Лионе. Он учился на инженера-электрика в Лионского университете, затем поступил в Парижскую консерваторию, где занимался по классу ударных инструментов и композиции. В числе его преподавателей был знаменитый французский композитор Артур Онеггер.

В начале пятидесятых работал музыкальным директором Национального Народного театра в Париже.

Жарр писал произведения для оркестра, драматических спектаклей по пьесам Жана Кокто, Андре Жида, Альберта Камю и Андре Бретона, к балетам «Маски женщин», «Убитый поэт», «Мальдорор», «Собор Парижской Богоматери», «В честь Айседоры», к опере-балету «Армида», сотрудничал с композитором Пьером Булезом, но широкую известность получил благодаря работе в кино.

Его дебютом в кинематографии стала короткометражная лента Жоржа Франжу «Дом инвалидов» (1952). Первый всемирный успех пришел к композитору в 1963 году, когда он был удостоен премии «Оскар» за музыкальное сопровождение к фильму известного британского режиссера Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» (1962). Дальнейшее сотрудничество с Лином принесло композитору еще два «Оскара» — в 1966 году за фильм «Доктор Живаго» и в 1985-м за «Поездку в Индию». Некоторые саундтреки Жарра выходили в виде отдельных альбомов, а «Тема Лары» из фильма «Доктор Живаго» стала интернациональным хитом.

Морис Жарр также делал музыку к фильмам «Общество мёртвых поэтов» (1989) и «Привидение» (1990, Всего им написана музыка к более чем 150 кинокартинам, он сотрудничал с такими режиссерами как Альфред Хичкок, Лукино Висконти, Джон Хьюстон, Джон Франкенхаймер, Питер Уир и другими.

Автор музыки к телефильмам, например «Иисус из Назарета» режиссёра Франко Дзеффирелли на библейские темы.

В 1980-е годы композитор начал экспериментировать с электронным звучанием.

Среди таких его произведений саундтреки к фильмам «Роковое влечение» (1987), «Год опасной жизни» (1983) и «Нет выхода» (1987). Близка по стилю его электронная и акустическая музыка к фильмам «Гориллы в тумане» (1988), «Общество мёртвых поэтов» (1989), «Берег москитов» (1986) и «Лестница Иакова» (1990).

Умер 29 марта 2009, Лос-Анджелес (США).

У Жарра трое детей — старший сын, известный композитор Жан-Мишель Жарр, дочь Стефани Жарр и младший сын Кэвин Жарр стал сценаристом. Он был женат 4 раза: на Франсетт Пежо, Дани Саваль, Лаура Девон, Фонг Ф.Конг.

Французская музыка 0 47

Французская музыка

Франция подарила всему миру таких легендарных певцов, как Эдит Пиафф, Мирей Матье, Шарль Азнавур, Джо Дассен, Мари, Лафоре. Во Франции всеобщее увлечение музыкой охватывает самые разные вкусы.В области сложной музыки приобрели своих почитателей новые произведения Оливье Мессиана, Пьера Булеза, Янниса Ксенакиса и Анри Дютийе. Французы очень любят также музыкальные театры. В «Опера-комик» ставятся оперные спектакли французских композиторов, а «Шатле», бывший храм оперетты, предоставляет сцену сольным выступлениям, концертам и оперным постановкам, в то время как Пале-Гарнье («Гранд Опера») больше привержен искусству хореографии.

Во Франции развитие музыкального искусства было связано прежде всего с оперой и камерной инструментальной музыкой. Французская опера испытала сильное влияние классицизма, художественного стиля, сложившегося во Франции в XVII в.; и прежде всего — классицистического театра. Драматурги Пьер Корнель и Жан Расин, показывая сложную борьбу страстей, воспевали в трагедиях чувство долга. Актёры играли в особой манере: произносили слова нараспев, часто использовали жестикуляцию и мимику.

Подобная манера повлияла на французский стиль пения: он отличался от итальянского бельканто близостью к разговорной речи. Певцы, подобно драматическим актёрам, чётко выговаривали слова, прибегали к шёпоту, рыданиям. При дворе «короля солнца» Людовика XIV опера заняла важное место. Королевская академия музыки (театр, в котором проходили оперные постановки) стала одним из символов роскоши королевского двора и могущества монарха.

Сегодня во Франции увлечение музыкой охватывает самые разные вкусы. Государством поощряются все музыкальные направления — от классических до популярных, таких как поп, рок, варьете или рэп. Французское государство поддерживает как Центр музыки барокко в Версале, так и Национальный центр народной песни и эстрады, Национальный джазовый оркестр и Центр информации о роке. Поддержка оказывается и музыкальным театрам.

Развитие музыки во Франции в течение последних десятилетий находится в постоянном подъеме. Музыкальная деятельность оживилась на всех уровнях и во всех направлениях.

Во Франции увеличилось число музыкальных учреждений, откуда выпускают дипломированных специалистов. Высшие консерватории Парижа и Лиона считаются одними из лучших. В подобных учреждениях изучают различные аспекты музыки, такие, как этническую музыку, музыкальную социологию, науку о музыкальных инструментах, музыкальную семиологию. Несмотря на развитие исследований в области акустики и на то, что большинство современных композиторов создают свою музыку с помощью компьютеров, отношения между музыкой и точными науками остаются второстепенными.

Во Франции наиболее широко распространенны исследования в музыке в гуманитарных науках, а особенно в истории. Имя Ромена Ролана сегодня ассоциируется с Бетховеном, также как Норбер Дюфурк с Жаном-Себастьяном Бахом. Во Франции считают, что лучшее средство написать серьезно о музыке — это сначала посвятить свое произведение какому-нибудь композитору. В отличие от Германии, где существуют системы, позволяющие анализировать музыку и размышлять над ней, во Франции продолжает доминировать монография.

Именно во Франции, начиная от Жана-Филиппа Рамо до Пьера Булеза и Йанниса Ксенакиса, строятся наиболее смелые и новаторские теории, которые знакомят всех с великими музыкантами и которые дают направление истории современной музыки.

Most Popular Topics

Editor Picks