Клод Моне 0 35

Клод Моне. Завтрак на траве

Клод Оскар Моне  (Claude Monet) (1840-1926) — один из создателей импрессионизма. Это именно от названия картины художника «Импрессия — восход солнца»  (Impression: Soleil levant) получил свое название этот стиль живописи. Согласно принципам нового направления, живописца интересовала прежде всего игра солнечного света, меняющаяся с часу на час. Моне наблюдал ее, работая на натуре, с одинаковым увлечением рисуя изменяющиеся в лучах солнца стоги сена, кувшинки в в своем саду в Живерни или фасад собора в Руане. Но самые прекрасные полотна художник создал в Лондоне, который обожал за окутывающий все вокруг туман.

Картины Моне поражают игрой цветов и лучезарностью.Но талант художника был не сразу оценен должным образом. Много лет он испытывал финансовые трудности. Сегодня, восхищаясь выставляемые в наилучших музеях мира шедевры художника, нельзя не согласиться с мнением Поля Сезанна, который сказал: «Моне это только глаз, но, Боже, что это за глаз!»

Когда Клоду было 5 лет, семья переехала из Парижа в Гавр, где его отец открыл бакалейную лавку.

Клод Моне. Прогулка
Клод Моне. Прогулка

Юный Моне сначала учился живописи у пейзажиста Эжена Будена, который был создателем пленэрного реалистического пейзажа. Общение с Буденом утверждает молодого Моне в его решимости серьезно заняться живописью; а для этого лучше всего перебраться во французскую столицу, где сосредоточены наиболее значительные художественные академии.

С 1859 года, Клод Моне в Париже занимался в студии Сюиса, некоторое время посещал мастерскую художника академической ориентации Ш. Глейра. В Салоне внимательно присматривался к полотнам К. Коро, Т. Руссо, Ш. Добиньи. Важное значение имело знакомство с молодыми живописцами, ищущими новых путей в искусстве: Базилем, Писсарро, Дега, Сезанном, Ренуаром, Сислеем.

Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески — рефлексы. Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, художник работает под открытым небом, делая на пленэре не только этюды, но и завершая картины.

Осенью 1860 года Моне призывают на военную службу и посылают служить в Алжир, где он проводит два года. Он вспоминает, что этот период его жизни принес с собой открытие новых красок и световых эффектов, решительным образом повлиявшее на формирование его художественного восприятия. В конце второго года пребывания в Алжире его из-за болезни отправляют обратно во Францию. В Гавре Моне снова встречается с Буденом и знакомится с голландским художником Иоганном Йонкиндом, с которым они сразу же становятся большими друзьями. В конце лета, когда Моне уже близок к выздоровлению, его отец, опасаясь за состояние здоровья сына, решает заплатить тому, кто заменит его на военной службе, а также соглашается помогать в дальнейших занятиях живописью.

В июне 1870 года состоялось бракосочетание Моне и Камиллы Донсьё, на котором присутствовал и Гюстав Курбе. Молодые переезжают в Нормандию, в Трувиль, где их застает начало франко-прусской войны. Моне, будучи республиканцем, не хочет воевать за империю и поэтому переезжает в Лондон. Там он знакомится с Дюран-Рюэлем, торговцем, а впоследствии собирателем картин импрессионистов.

В 1874 г. Моне и его друзья, все более притесняемые официальными художественными кругами, устроили первую выставку. К этому времени у них уже были свои защитники. Это были годы расцвета импрессионизма. Моне участвует в выставках 1874, 1876, 1877, 1879 и 1882 годов. В это время он создает такие шедевры, как «Вокзал Сен-Лазар» и «Улица Монторгей». Однако произведения Моне почти не продаются. Гонимый нуждой, художник живет там, где жизнь более дешева: в Аржантее (1873 — 1878), в Ветее (1879 — 1881), в Пуасси (1882) и с 1883 до конца жизни — в Живерни.

В конце 1880-х годов его искусство все более привлекает публику и критиков. Признание приносит материальный достаток: Моне строит дом и мастерскую, разводит сад с искусственными прудами.

В 1879 году Камилла после долгой болезни умирает в возрасте всего тридцати двух лет.
Работы Клода Моне 70-80-х гг. образуют вместе с пейзажами Писсарро и Сислея яркую завершающую главу в истории французского пейзажа XIX в. Его работы написанные на открытом воздухе, передавали ощущение сверкающего солнечного света, объемные формы растворялись в вибрации света и воздуха.
С 1908 года зрение художника начинает ухудшаться; теперь он все свое внимание уделяет саду и продолжает работать над серией «Кувшинки», начатой в далеком 1890-м. Отведя воды небольшого притока реки Эпт, Рю, протекавшего через его землю, Моне сделал у себя в Живерни маленький прудик. На зеркальной глади получившегося таким образом водоема он вырастил кувшинки, а вокруг посадил ивы и различные экзотические растения. В довершение проекта над прудом был построен деревянный мостик, идея которого была навеяна восточными гравюрами. Этому чудесному уголку сада посвящены последние большие произведения Моне — усталого художника, чьи проблемы со зрением с годами становятся все более серьезными.

В 1914 году умирает его старший сын Жан. Моне чувствует себя все более одиноким. но продолжает работать, подбадриваемый Жоржем Клемансо и Октавом Мирбо, которые часто приходят навестить друга.

В 1918 году Моне все еще не удовлетворен своей работой и с упорством, характерным для его отношения к живописи, продолжает трудиться вплоть до 1926 года — года его смерти. Помимо принесенной в дар государству серии из восьми панно, размещенных в овальном зале Оранжри в 1927 году, Моне за этот период написал много других произведений, которые были найдены после смерти художника в его мастерской в Живерни и ныне находятся в парижском музее Мармоттан.

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поль Гоген 0 60

Таитянские женщины на берегу моря

Поль Гоген (Paul Gauguin) (1848-1903), французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В юности служил моряком, в 1871-1883 — биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов. На его творчество немало повлиял Камиль Писсаро, советами которого он пользовался. С 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, скитаниям.

В 1886 он жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 — в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 вместе с В. ван Гогом работал в Арле, в 1889-1891 -в Ле-Пульдю (Бретань). Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 он уехал на остров Таити и после кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию поселился здесь навсегда.

Поль Гоген "Откуда мы?"
Поль Гоген «Откуда мы?»

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы — «синтетизма», в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой («А, ты ревнуешь?», 1892, «Жена короля», 1896, «Сбор плодов», 1899, — все в ГМИИ, Москва; «Женщина, держащая плод», 1893, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

"А ты ревнуешь?" Поль Гоген
«А ты ревнуешь?» Поль Гоген

Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн , оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и других живописцев начала XX века.

Поль Гоген, "Женщина, держащая плод"
Поль Гоген, «Женщина, держащая плод»

Поль Гоген умер в ночь на 9 мая 1903 года. Враги говорили, что художник покончил жизнь самоубийством, друзья были уверены в том, что его убили: огромный шприц со следами морфия, лежавший в изголовье постели, говорил в пользу обеих версий. Епископ Мартен отпел покойника, жандарм продал с торгов его имущество (наиболее непристойные рисунки целомудренный сержант Шарпийо отправил на помойку), колониальные власти похоронили несчастного и закрыли дело…

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нем описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом для того, чтобы заниматься живописью.

Поль Гоген портрет
Поль Гоген

Стиль Людовика XIV в архитектуре Франции 0 217

Стиль Людовика XIV в архитектуре Франции

В эпоху правления Людовика XIV складывается новый стиль, королевский, который наиболее полно выражал идеи торжества национального единства и абсолютной королевской власти. В нем соединились элементы классицизма и барокко. Новый классицистический Париж возник как начало коренногопреобразования, продолженного в XVIII и XIX вв.

В основу планировки города была положена трехлучевая система улиц, исходящих из одной точки. В Париже такой точкой является парк Тюильри с лучом — Елисейскими полями. В Версале эта идея была реализована полностью.

Самым ярким архитектурным образцом раннего классицизма с еще готическими элементами явился Люксембургский дворец, построенный для Марии Медичи. Первый дворцово-парковый ансамбль классицистического стиля — Во-ле-Виконт — является в определенной степени предвестником Версаля, ансамбля, в котором все тенденции классицизма получили полное и всестороннее развитие.

Most Popular Topics

Editor Picks