Анри Матисс 0 685

Анри Матисс Танец

Анри Матисс (Henri Matisse) (1869-1954), известный французский художник и скульптор. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Он предрекал начинающему художнику большое будущее, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.

Спустя несколько лет, Анри постепенно освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет; появляется техника импрессионистического дробного мазка. Он знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби «, увлекается искусством Поля Гогена, Поля Сезанна.

Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Летом 1904 Анри Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез; художник начинает использовать технику дивизионизма — раздельных точечных мазков.

Анри Матисс Carmelina
Анри Матисс Carmelina

В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.

Все работы Анри Матисса являются неотъемлемой частью Фовизма, их постоянно исследуют, чтобы познакомится с основами фовистской жипописи. Художественная деятельность Матисса была определена этим течением, о котором он сказал «… это смелость найти чистоту средств».

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В его мастерской появляются ученики из разных стран.

Матисс испытал сильное влияние произведений мусульманского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.

После Первой мировой войны Матисс, в основном, живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей». Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо.

Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

Анри Матисс Музыка
Анри Матисс Музыка

В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде; рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий.

Творчество Матисса основывалось на  детальном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме.

Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Наряду с живописными произведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).

Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стиль Людовика XIV в архитектуре Франции 0 217

Стиль Людовика XIV в архитектуре Франции

В эпоху правления Людовика XIV складывается новый стиль, королевский, который наиболее полно выражал идеи торжества национального единства и абсолютной королевской власти. В нем соединились элементы классицизма и барокко. Новый классицистический Париж возник как начало коренногопреобразования, продолженного в XVIII и XIX вв.

В основу планировки города была положена трехлучевая система улиц, исходящих из одной точки. В Париже такой точкой является парк Тюильри с лучом — Елисейскими полями. В Версале эта идея была реализована полностью.

Самым ярким архитектурным образцом раннего классицизма с еще готическими элементами явился Люксембургский дворец, построенный для Марии Медичи. Первый дворцово-парковый ансамбль классицистического стиля — Во-ле-Виконт — является в определенной степени предвестником Версаля, ансамбля, в котором все тенденции классицизма получили полное и всестороннее развитие.

Джо Дассен 0 8

Джо Дассен фото

Джо Дассен (Joe Dassin) сделал головокружительную карьеру. Его низкий и волнующий голос был основой его успеха.  Он буквально очаровывал публику своим обаянием. Внешность Джо, его элегантность, манера держаться на сцене были его основными козырями. Популярностью пользовались как лиричные, так и веселые песни Дассена. В жизни он был таким же, как на сцене — улыбчивым, романтичным, порой застенчивым и безудержным в своем веселье.

Джозеф Дассен родился в Нью-Йорке 5 ноября 1938 года в семье актера, русского по происхождению и скрипачки родом из Венгрии. Впоследствии Жюль — отец Джо —  добился успеха и стал известным режиссером. У Джо было две сестры, Рики и Жюли, о которых он очень заботился. Семья жила в прекрасном доме в Лос-Анджелесе. Покинув США, по политическим причинам, Дассены были вынуждены искать убежища за границей. Так, будучи ребенком, Джо побывал во многих странах и сменил около 14 школ.

Джо Дассен в детстве
Джо Дассен в детстве

С самого раннего детства Джо умел объясняться на нескольких языках. В колледжах только успевали внести в список его имя, как он снова отправлялся в путь. Когда Жюль Дассен вернулся на родину, во Францию, Джо было 11 лет. Вскоре родители развелись, но у сына в дальнейшем оставались близкие отношения и с отцом, и с матерью.

Джо Дассен решил стать этнографом и отправился в Мичиганский университет. Чтобы обеспечить себя, ему приходилось там подрабатывать. Учеба давалась легко, поэтому у него оставалось время поиграть на гитаре. Молодой француз дебютировал в одном из ночных кабаре Детройта. Его песни сразу привлекли внимание публики своей несхожестью с известными образцами: он пытался сочетать в них традиции шансона с элементами американской народной музыки, которая всерьез увлекла его. Но подлинное рождение его как профессионального певца произошло во Франции.

Окончив университет, Джо все еще не уверен, что его призвание — эстрада. Он возвращается во Францию и работает на одной из радиостанций. Затем Джо исполнил в кино две роли, которые не принесли ему славы. Именно после этого он и задумался над тем, что будущее его не в кино, а на эстраде.

На одной из вечеринок Джо познакомился с симпатичной француженкой по имени Мариз. Она свела молодого музыканта с нужными людьми — сотрудниками радиостанции Си-би-эс. Дассена уговорили выступить в эфире.

Джо Дассен фото
Джо Дассен

Успех пришел не сразу. Первая пластинка с американской музыкой вызвала интерес разве что у любителей вестернов. Зато когда Дассен запел французские шансоны, публика была в восторге. Дассен творил радостную, светлую музыку. Он считал, что песня должна подбадривать человека, помогать жить. И он быстро нашел единомышленников — поэтов Пьера Делланоэ и Клода Лемесля, которые стали сочинять стихи для его мелодий. В короткий срок Дассен покорил широкую аудиторию. Его песни насвистывали уличные мальчишки, они звучали на студенческих вечеринках, по радио, телевидению и, конечно же, на концертах. Естественная, доверительная манера пения, мягкость и задушевность голоса подкупали слушателей.

18 января 1966 года Джо и Мариз поженились. Она была старше Джо на 7 лет. Концерты Дассена проходили с огромным успехом. В течение нескольких лет он стал самым популярным певцом во Франции.

В 1965 году Джо записывает «Les Dalton», диск, который станет золотым. Заглавная песня с него будет звучать на всех радиостанциях. В 1969 Джо становится популярным за границей, особенно в Канаде и Африке.

«L’Amerique» и «Cecilia» одновременно превосходят установленные рекорды продаж. Пластинки Джо выпускаются миллионными тиражами. В апреле 1971-го Джо отправляется в турне, которое оказывается невероятно успешным. Публика устраивает ему горячий прием — на нем рвут одежду, ему приходится даже прибегнуть к защите полиции.

В 1972 и 1973 гастроли следуют одни за другими. В феврале 1974-го Джо вновь оказывается во всех хит-парадах с «Fais-moi de l’electricité».

Джо Дассен и Далида
Джо Дассен и Далида

Когда Джо Дассен впервые приехал в СССР, чтобы спеть на торжественном открытии гостиницы «Космос», возведенной в Москве при участии французских инженеров и рабочих, его имя было известно разве что знатокам. Но советские слушатели принимали певца сердечно уже с первого концерта. В дальнейшем Дассен пользовался невиданной популярностью в нашей стране. Песни Джо Дассена актуальны и сегодня.

Будучи женатым на Маризе, Джо случайно знакомится с молодой блондинкой, в которую влюбляется без памяти. Так Кристина и Джо стали любовниками, и в течение нескольких лет Дассен вел двойную жизнь. С Мариз он расстался в 1973 году после смерти первенца, прожившего всего пять дней.

С Кристин они поженились только в январе 1978 года. А в сентябре этого же года у них родился сын Джонатан. Но счастье было недолгим. Дассен постоянно гастролировал, а Кристин частые разлуки приводили в отчаяние. Однажды в поисках утешения она попробовала наркотики. Вскоре и Дассен стал пользоваться кокаином.  У Джо резко ухудшилось состояние здоровья, Кристин просто не могла себя контролировать. В этой взвинченной, истеричной женщине совсем не осталось ничего от Кристин, которую полюбил Дассен. Когда-то их редкие встречи были для него большой радостью, теперь же он хотел как можно скорее развестись. Однако оказалось, что Кристин снова беременна. Джо метался как загнанный зверь. Он считал, что во всем виновата его непутевая жена, она неспособна строить нормальные отношения, вести дом, воспитывать детей. Одному Богу известно, какую горечь и боль испытывал Дассен…

Джо Дассен со второй женой Кристин  Дельво
Джо Дассен со второй женой Кристин Дельво

22 марта 1980 года Кристин родила второго сына. Уже на следующий день Джо подал заявление о разводе. И начал изнурительную борьбу за детей. Дассен пытался убедить суд, что Кристин нельзя доверять детей. Ему удалось добиться временного решения в свою пользу, но Бог наказал его за самонадеянность и жестокость. Джо свалил сердечный приступ, и целый месяц он был прикован к постели.

Едва певцу стало немного легче, он повез своих сыновей, младшему было всего четыре месяца, на Таити. Ему хотелось увезти их поскорее от Кристин и самому больше не видеть эту женщину. Он искал спасения на этом райском острове, а нашел смерть. На следующий день после приезда, за обедом, Дассен неожиданно согнулся от резкой боли. Рядом с ним был его друг — Клод Лемесль. Знаменитый певец умер прямо за столом. Произошло это 22 августа 1980 года. Ему было 42 года.

«Le dernier slow» — его последняя песня, в которой содержится грозное предостережение, заставляющее содрогнуться.

Французский певец Джо Дассен
Французский певец Джо Дассен

Most Popular Topics

Editor Picks