
Начиная с IX — X вв., начинается самостоятельное государственное существование Франции. Страна представляет собой конгломерат феодальных владений, из которых самые крупные: герцогства Нормандия и Бретань, графства Фландрия, Шампань, Бургундия, Анжу, область вокруг Парижа, Орлеана образуют королевские владения (домен Капетингов).
Феодальная раздробленность Франции ведет к тому, что между различными областями страны возникает не только экономическая разобщенность, но и языковое обособление. Это проявляется в том, что на общей основе формируются местные диалекты. Различия между диалектами невелики, они проявляются прежде всего в фонетической вариантности.
В основе французского письменно-литературного языка лежит не франсийский диалект (т.е. диалект центральной области Иль-де-Франс), а западная группа диалектов в целом. Первые общефранцузские тексты обнаруживают черты, свойственные именно западной группе и прежде всего нормандскому. Лидирующее место этой группы диалектов вполне соответствует и той роли, которую играет герцогство Нормандское в политической жизни страны.
Франсийский диалект в период образования французского письменно-литературного стандарта не имел никакой литературной традиции, а королевский домен еще не играл главной роли в политической жизни Франции. Это наступило позднее в XIII в. Усиление центральной королевской власти, резиденцией которой стал Иль-де-Франс, привело к возвышению диалекта в этой области. Именно эта разновидность речи, представляющая собой амальгаму западных диалектов (в том числе и франсийского) и становится французским языком.
В литературных произведениях старофранцузского периода встречаются особенности разных диалектов. Например, «Кантилена о св. Евлалии» обнаруживает черты пикардского и валлонского, «Паломничество Карла Великого» содержит много нормандизмов. В произведениях К. де Труа просматриваются черты шампанского и франсийского диалектов, «Роман об Александре» содержит черты юго-восточных диалектов и.т.д.
Литературные произведения в этот период разнообразны. С начала периода развивается клерикальная литература, описывающая жизнь и деяния различных святых. Широкое распространение получают эпические поэмы (chanson de geste), повествующие о подвигах рыцарей. С XII в. развивается лирическая поэзия – Мари де Франс, Кретьен де Труа, Глас Брюле. В конце периода появляется городская литература – миракли (miracles), фарсы (farces), действа (jeux), фаблио (fabliaux). Тогда же возникает французская проза в лице первых хронистов (Вилардуэн). Эталоном речи становится диалект центральной области Иль-де-Франс.
К концу периода начинаетсяпроникновение французского языка и в деловую сферу, хотя господствующим языком здесь по-прежнему остается латынь.
С использованием материалов: В. Е. Щетинкин «История французского языка», М.: Высш. шк., 1984