XVII столетие в общественно-политической жизни Франции ознаменовалось утверждением и воспеванием абсолютной монархии во главе с легендарным французским королем-солнцем Людовиком XIV. Это не могло не найти своего отображения в искусстве того времени, в том числе и театре, в котором теперь господствует классицизм.
В классицизме принято различать низкие театральные жанры: комедия или сатира, и высокие, например, трагедия, ода либо же эпопея. Доминирующим жанром становится трагедия, родоначальниками которой по праву считаются Пьер Корнель (с лучшим своим произведением «Сид») и Жан Расин (которого прославили «Федра» и «Андромаха»). Главным принципом произведений стало соответствие времени и места действия. То есть, одна сюжетная линия развивается на фоне неменяющихся декораций, а все описываемые события втиснуты в рамки суток.
Классицистическая трагедия едва ли не впервые на театральных подмостках затрагивала очень важные общественные вопросы, затрагивались самые острые общественные проблемы и воспевались сильные духом люди. Она настаивала на верховенстве государства, и на том, что человек должен быть безгранично ему предан. Сюжет трагедии всегда основывался на метаниях героя между своими страстями и гражданскими обязанностями. Даже если в спектакле речь шла о монархе, акцент делался на том, что и он служит во благо страны и своих подданных, исполняет свой высший долг, иногда даже в ущерб собственным амбициям. Действо, которое происходило на сцене, поражало своей торжественностью, патетикой и пафосом, произнося текст, актеры не проговаривали его, а распевали. В некоторой мере это обезличивало актеров, делало их игру «пресноватой».
Французская комедия в этот период частично еще находилась под влиянием принципов Ренессанса, поэтому она не была столь претенциозной, как трагедия. Она затрагивала несколько иные проблемы и максимально приближалась к жизненности повествования. Например, ярчайший представитель этого жанра, Мольер высмеивал в своих творениях тщеславие аристократии, стремление мещанства любой ценой попасть в знатные круги общества, узость взглядов и т.д. Ему удалось создать «высокую комедию» – она не просто развлекает, а заставляет переосмысливать свои ценности, думать.
Что касается театров того времени, то как таковых их было еще очень мало. Например, в королевском дворце спектакли играли в огромном зале, все проходило очень чинно, перед импровизированной сценой садился король со своей свитой, а за ним размещались придворные особы и министры. Простые же люди могли приобщиться к искусству просто на улице на рыночных площадях либо же праздничных ярмарках. Большинство зрителей стояли вокруг сцены, а более знатная публика восседала на деревянных лавках в первых рядах.
Важно, что в XVII веке наряду с бродячими театральными труппами начинают появляться постоянные театры, возникают новые актерские коллективы, например, такие как «Великие актеры», их игра основывалась на богатых традициях старинной труппы «Confreres de la passion» и новаторстве театра Мольера. За популярность соперничал также популярный театр Марэ. В это время театральную жизнь Франции разнообразила итальянская комедия, которая пользовалась неимоверным успехом у французского зрителя. И хоть большинство не понимало итальянский язык, но прекрасно улавливали суть происходящего благодаря ярчайшей мимике и жестикуляции актеров, а также их феерическим импровизациям.
Следует отметить, что тенденции, которые зародились в драматическом искусстве Франции XVII столетия, были позитивно восприняты не только внутри страны, но и были подхвачены мировым сообществом.