Современная французская литература 0 131

Современная французская литература

При взгляде на современную французскую литературу создается впечатление, что она превратилась в поле для индивидуальных опытов, где каждый автор прокладывает от произведения к произведению собственную тропу.  Например, творчество Жюльена Грака, который начиная с выхода в свет  романа «Аргольский замок» в одиночестве ведет диалог с великой классической традицией.

Следует вспомнить также скончавшуюся в 1987 году Маргариту Юрсенар, первую женщину, избранную во Французскую академию и оставившую после себя творческое наследие, глубоко уходящее корнями в историю, такие произведения, как «Мемуары Адриана», «Черная месса». Кроме того, широкую популярность обрела скончавшаяся в 1996 году Маргарита Дюра после публикации романа «Любовник»; широкого читателя обрел и Мишель Турне, автор романов «Пятница, или свивальник Тихого океана» и «Король Ольхи».

Среди писателей следующего поколения наиболее известны Филипп Соллерс, Жан-Мари Ле-Клезио, Патрик Модиано, Патрик Гренвиль, Паскаль Киньяр. Однако с 80-х гг. на сцену выходят новые талантливые авторы, такие как Эрик Орсенна, Жан Руо, Патрик Шамуазо, Дидье Ван Ковелерт, Андрей Макин, Патрик Рамбо и др.

Хотя наиболее ценимым публикой жанром остается роман, во Франции не забывают и о поэзии. Арагон, Сен-Жон Перс, Рене Шар, Жак Превер и Франсис Понж не стали последними французкими поэтами. Жан Тардье, скончавшийся в 1995 г., а также Жак Рубо, Мишель Деги, Ив Бонфуа, Жак Реда, унаследовав это огромное богатство французской поэзии, успешно противостоят не столь, к сожалению, благоприятным для этого литературного жанра обстоятельствам.

Проза 1990-х включает в себя самые разные традиции французской литературы 20 в. Продолжают выходить книги Леклезио, П.Киньяра, Р.Камю, О.Ролена, Соллерса. Особым успехом пользуются романы, продолжающие линию экзистенциалистов, отчасти Б.Виана (1920-1959), направленные против «общества потребления», глянцевого мира рекламной картинки. Соседство утопических и апокалипсических мотивов отличает повествование М.Уэльбека. Французская пресса обозначает творчество Уэльбека и других менее известных современных писателей термином «депрессионизм». Популярность двух последних авторов не в последнюю очередь связана со скандалами, возникающими вокруг выхода их книг.

Сегодня интенсивно развивается франкоязычная литература африканских стран, Антильских островов. Произведения писателей обретающих независимость колоний воссоздают атмосферу социально культурного диалога, зачастую конфликта.

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Франция — читающая страна 0 1020

Французы читают книги

В то время как многие предсказывают «смерть» книги со вторжением Интернета, книга продолжает жить. Несмотря на беспокойство,  книга остается лидером культурных ценностей для французов. Книга составляет половину (51%)  развлекательных покупок, намного больше, чем DVD и видео-фильмы (20%), а также музыкальные CD (15 %) и видео-игры (14%).

В 2006 году, французы купили 494 млн. книг, это  в среднем 8 произведений на человека. В этом же году, издательства выпустили 68 000 наименований книг, половина из которых новинки.

Возвращение литературы в 2007 году  побило рекорды: 727 французских и иностранных романов, четверть из которых — дебьютные книги, и около 600 эссе, вышедшие между августом и октябрем и изданные более чем 90 различными издательствами. Число продаж выросло на 2, 1 %.

В 2007 году во время выборов за несколько месяцев появилось 150 политических произведений, некоторые побили рекорды продаж — более 100 000 экземпляров.

Но во Франции королевой изданий является именно художественная литература: 20% рынка — это французские и зарубежные романы, которые очень популярны у читателей. Далее следуют произведения для молодежи (17%). Если добавить комиксы, которые могут быть очень литературными (например, Пруст был адаптирован под комиксы) и составляют 11% от продаж, около половины (48%) покупок составляют книги, посвященные «удовольствию читать» и фантастике.

Французы читают так много благодаря книгам, адаптированным под их разнообразный ритм жизни.  Большое количество читателей в общественном транспорте. Таким образом, в 50-е годы появились  книги «карманного» формата по низким ценам. Издательства стараются подстроиться под привычки и расходы населения. Среди различных средств информации, книга продолжает занимать стабильное положение.

С 1955 года на радио France Inter существует передача «Маска и перо», посвященная литературе, театру и кино. Телевизионные каналы тоже предлагают свои еженедельные передачи, посвященные писателям.

2000 литературных призов отмечают каждый год новые таланты. Для страстных читателей существует множество специализированных журналов по литературе: Lire, Le Magazine littéraire, La Quinzaine littéraire, Livres Hebdo et Transfuge. Каждый месяц они выходят тиражом более 200 000 экземпляров.
Книжные салоны во Франции насчитываются сотнями, по всем темам: кулинария, полиция, путешествия, острова, политика, африканская литература…Только в Париже в 2007 году было около 170 000 посетителей книжных салонов.

Наконец, сеть государственных библиотек позволяет читать во всей Франции более чем 5 млн. читателям, 35 % из которых дети. Библиотеки Франции предлагают каждому посетителю неограниченный и, чаще всего, бесплатный доступ.

Франсуа Вийон 0 1162

Francois Villon стихи на французском

О жизни французского поэта Франсуа Вийона известно из двух источников — его собственных стихов и из судебных документов. Эти источники способны не только раскрыть, но и скрыть облик Вийона. Если судебные документы рисуют протокольный образ вора и бродяги, то сам Вийон намеренно создает в стихах ироничный «образ Вийона». Однако в его творчестве можно обнаружить и «серьезную» сторону — сокровенное «я» поэта, скрывающееся за карикатурными масками, которые он на себя надевает.

Франсуа Вийон (Francois Villon) родился в Париже в 1431 году. Его настоящее имя — Франсуа из Монкорбье — сеньории в провинции Бурбоннэ. В возрасте 8 лет он потерял отца и был усыновлен священником Гийомом Вийоном, настоятелем церкви св. Бенедикта.

В 1443 году Вийом поступил на «факультет искусств» — подготовительный факультет Парижского университета. Летом 1452 года получил степень лиценциата и магистра искусств. В студенческие годы он был настоящим сорванцом, непременным участником пирушек, ссор, драк, столкновений студентов с властями, пытавшимися в ту пору ограничить права Парижского университета.

Тем не менее, поведение Вийона с точки зрения правосудия, оставалось безупречным вплоть до 1455 года, когда на него с ножом в руках напал некий священник по имени Филипп Сермуаз и Вийон, обороняясь, смертельно ранил противника. Причины ссоры неясны; можно лишь предположить, что Вийон не был ее зачинщиком. Оказавшись убийцей против собственной воли, угрызений совести он не испытывал. Как свидетельствуют официальные документы, Сермуаз перед смертью простил его. Преступник немедленно подал два прошения о помиловании, хотя и счел за благо на всякий случай скрыться из Парижа.

Помиловние было получено в январе 1456 года, и Вийон вернулся в столицу. Однако уже в декабре он совершил новое (теперь уже предумышленное) преступление — ограбление Наваррского коллежа, откуда вместе с тремя сообщниками украл 500 золотых экю. Преступление, в котором Вийон играл подсобную роль — стоял на страже — было обнаружено лишь в марте 1457 года. Вийон вновь бежал из Парижа, теперь уже надолго.

Вийон не был профессиональным взломщиком. Участвуя в краже, он преследовал иную цель — ему нужны были деньги на дорогу в Анжер, где находился тогда Рене Анжуйский, чтобы стать его придворным поэтом. Эта затея кончилась неудачей, и Вийон не принятый в Анжере, был вынужден странствовать вплоть до 1460 года.

Некоторое время он находился при дворе герцога-поэта Карла Орлеанского, где сложил знаменитую «Балладу поэтического состязания в Блуа», а также при дворе герцога Бурбонского, пожаловавшего Вийону 6 экю.

В мае 1461 года поэт очутился в тюрьме городка Мен-сюр-Луар. Из тюрьмы Вийон вместе с другими узниками был освобожден 2 октября того же года по случаю проезда через Мен только что взошедшего на престол короля Людовика XI.

Вийон направляется к столице и скрывается в ее окрестностях, так как дело об ограблении Наваррского коллкжа отнюдь не было забыто. Здесь, под Парижем, зимой 1461-1462 годов, и было написано главное произведение поэта «Завещание» (или «Большое завещание»).

Вийон не сумел долго противостоять столичным соблазнам, осенью 1462 года он вновь в Париже — в тюрьме Шатле по обвинению в краже. В ноябре его выпустили из тюрьмы, после того как он дал обязательство выплатить похищенные когда-то 500 экю.

Уже через месяц Вийон стал участником уличной драки, во время которой был тяжело ранен папский нотариус, и вновь попал в тюрьму. И хотя сам он никому не причинил никаких увечий, прочно за ним закрепившаяся дурная слава сыграла свою роль: Вийона подвергли пытке и приговорили к казни через повешение. Он подал прошение о помиловании.

Томясь в ожидании смерти, поэт написал знаменитую «Балладу повешенных». Но чудо все-таки свершилось: постановлением от 5 января 1463 года Парламент отменил смертную казнь. Однако, принимая во внимание дурную славу Вийона, заменили ему изгнанием из города Парижа и его окрестностей. Через 3 дня, 8 января 1463 года, он покинул Париж. Больше ничего о нем неизвестно.

Поэзия Вийона отличается самобытностью и исключительным внутренним драматизмом. Принцип его поэзии — ироничная игра со всем твердым, общепринятым, раз и навсегда установленным. Излюбленные средства этой игры — антифразис (употребление слов в противоположном значении) и двусмысленность.

Most Popular Topics

Editor Picks