Современная французская литература 0 54

Современная французская литература

При взгляде на современную французскую литературу создается впечатление, что она превратилась в поле для индивидуальных опытов, где каждый автор прокладывает от произведения к произведению собственную тропу.  Например, творчество Жюльена Грака, который начиная с выхода в свет  романа «Аргольский замок» в одиночестве ведет диалог с великой классической традицией.

Следует вспомнить также скончавшуюся в 1987 году Маргариту Юрсенар, первую женщину, избранную во Французскую академию и оставившую после себя творческое наследие, глубоко уходящее корнями в историю, такие произведения, как «Мемуары Адриана», «Черная месса». Кроме того, широкую популярность обрела скончавшаяся в 1996 году Маргарита Дюра после публикации романа «Любовник»; широкого читателя обрел и Мишель Турне, автор романов «Пятница, или свивальник Тихого океана» и «Король Ольхи».

Среди писателей следующего поколения наиболее известны Филипп Соллерс, Жан-Мари Ле-Клезио, Патрик Модиано, Патрик Гренвиль, Паскаль Киньяр. Однако с 80-х гг. на сцену выходят новые талантливые авторы, такие как Эрик Орсенна, Жан Руо, Патрик Шамуазо, Дидье Ван Ковелерт, Андрей Макин, Патрик Рамбо и др.

Хотя наиболее ценимым публикой жанром остается роман, во Франции не забывают и о поэзии. Арагон, Сен-Жон Перс, Рене Шар, Жак Превер и Франсис Понж не стали последними французкими поэтами. Жан Тардье, скончавшийся в 1995 г., а также Жак Рубо, Мишель Деги, Ив Бонфуа, Жак Реда, унаследовав это огромное богатство французской поэзии, успешно противостоят не столь, к сожалению, благоприятным для этого литературного жанра обстоятельствам.

Проза 1990-х включает в себя самые разные традиции французской литературы 20 в. Продолжают выходить книги Леклезио, П.Киньяра, Р.Камю, О.Ролена, Соллерса. Особым успехом пользуются романы, продолжающие линию экзистенциалистов, отчасти Б.Виана (1920-1959), направленные против «общества потребления», глянцевого мира рекламной картинки. Соседство утопических и апокалипсических мотивов отличает повествование М.Уэльбека. Французская пресса обозначает творчество Уэльбека и других менее известных современных писателей термином «депрессионизм». Популярность двух последних авторов не в последнюю очередь связана со скандалами, возникающими вокруг выхода их книг.

Сегодня интенсивно развивается франкоязычная литература африканских стран, Антильских островов. Произведения писателей обретающих независимость колоний воссоздают атмосферу социально культурного диалога, зачастую конфликта.

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Альбер Камю 0 16

Альбер Камю

Альбер Камю (Albert Camus) родился в 1913 году в небольшом городе Мондови во французском Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. Отец, Льюсен Камю, эльзасец по происхождению, погиб на Марне во время первой мировой войны, когда Альберу было меньше года. Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой. Семья К. переехала в Алжир, к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была пойти работать служанкой.

Несмотря на необычайно тяжелое детство, Альбер не замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной лишений жизнью мальчика.

Окончив в 1924 году начальную школу в Белькуре, одном из беднейших районов Алжира. Французский лицей давал хорошую гуманитарную подготовку и право без экзамена поступить в университет. Большое влияние на К. оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 г. поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Учился Камю прекрасно, проблемы возникали, скорее, социально-психологические. На нищего стипендиата, выходца из Белькура, смотрели покровительно и преподаватели, и соученики — потомки местной денежной аристократии. Стремление к справедливости, к социальному равенству было у Камю в зрелые годы не умственной конструкцией, а результатом жизненного опыта. В классе Камю вторично повезло с преподавателем: учителем класса философии был Жак Гренье, в будущем близкий друг Камю. Он способствовал пробуждению интереса к метафизике, литературе, театру.

По окончании лицея он поступает на философско-исторический факультет местного университета. Несмотря на постоянные заботы о хлебе насущном, он успешно осваивает классические философские тексты, знакомится с современной философией. Ницше, Кьеркегор, Шестов, Ясперс входят в круг его чтения одновременно с Достоевским, Прустом, Мальро. Завершая обучение в университете, он пишет дипломную работу «Христианская метафизика и неоплатонизм». Эта тема — соотношение христианской и языческой мысли — будет в дальнейшем составлять одну из важнейших философствования Камю. Сформировавшееся ко времени написания этой учебной работы понимание христианства сохраняется и в «Бунтующем человеке» — в этом главном философском произведении Камю есть отдельные страницы, воспроизводящие текст дипломной работы, которая чрезвычайна важна как этап формирования его мировоззрения. Христианству в нем места не нашлось.

В 1930 г. К. заболел туберкулезом, что навсегда лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы платить за обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934 г. К. женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года, а в 1939 г. развелись официально.

Во время немецкой оккупации Франции К. принимает активное участие в движении Сопротивления, сотрудничает в подпольной газете «Битва» («Le Comat»), издававшейся в Париже. Наряду с этой чреватой серьезной опасностью деятельностью К. работает над завершением повести «Посторонний» («L’Etranger», 1942), которую он начал еще в Алжире и которая принесла ему международную известность. За «Посторонним», имевшим огромный успех, последовало философское эссе «Миф о Сизифе» («Le Mythe de Sisyphe», 1942), где автор сравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным вести постоянную борьбу против сил, с которыми не может справиться.

После окончания войны К. некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили К., считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» — это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда.

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, К. в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и К. не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений К. порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр.

В 50-е гг. К. продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, К. широко пользуется в «Падении» христианской символикой.

В 1957 г. К. был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды К. родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи К. сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Когда К. получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.

Марсель Пруст 0 135

Марсель Пруст

Один из самых выдающихся французских писателей 20-го века Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст  (Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust) родился 10 июля 1871 года в Париже. Семья Марселя Пруста (Marcel Proust) была довольно состоятельной. Его отец — Адриан Пруст был профессором медицинского факультета, а мать, Жанна Вейль — дочерью еврейского биржевого маклера.

В возрасте 8 лет Марсель испытал первый приступ астмы, которые впоследствии бывали у него до конца жизни. В 1882 году стал учащимся лицея в Кондорсе, который окончил 1887. Во время учебы был особо отмечен за сочинение по французскому языку.

Марсель Пруст, будучи студентом юридического факультета Сорбонны, на котором не окончил курса, стал посещать модные литературные и художественные салоны. В то время, он также вел отдел салонной хроники в газете «Фигаро».

В ноябре 1889 Марсель поступил на военную службу в Орлеан. Летом 1895 года стал работником библиотеки Мазарини, однако, взял отпуск «за свой счёт», который непрерывно продлевал до 1900 года.

Опубликовав в 1894 году книгу стихов в декадентском стиле, Пруст становится человеком с репутацией светского человека и дилетанта. А в 1895 году Пруст начинает писать большой роман «Жан Сантей». Но работа над ним прервалась в 1899 году и была окончательно оставлена.

В 1896 году изданный Марселем Прустом сборник новелл «Утехи и дни» подвергся разгромной рецензией поэта и романиста Жана Лоррена. Это стало причиной дуэли писателем и критиком, которая состоялась в начале 1897 года.

Пруст был гомосексуалистом, и судя  по многим источникам, имел длительную связь с пианистом и композитором Рейнальдо Аном. Во время Первой мировой войны субсидировал содержание публичного дома для гомосексуалистов.

Потеряв отца в 1903 и мать в 1905, Пруст получает богатое наследство. Но из-за тяжелой формы астмы ведет затворнический образ жизни.

Работа над основным произведением Марселя Пруста — «В поисках утраченного времени» началась в 1907 году. Оно состояло из трех частей, («Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретённое время») первая из которых была окончена в 1911.

Творчество Марселя Пруста находится на пике. В 1913 году вышел роман «По направлению к Свану». Однако начало войны и уход основного издателя его произведений Грассе на фронт, повлекшего закрытие издательства, вынудили Марселя продолжить работу. В результате этого, из трех частей романа получилось пять — «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов», «Содом и Гоморра» и «Обретенное время».  Впоследствии, «Содом и Гоморра»  распалась на «Пленницу» и «Беглянку».

Зимой, 10 декабря, за роман «Под сенью девушек в цвету» Марсель Пруст получает Гонкуровскую премию.

В начале осени 1922 года, возвращаясь из гостей, писатель простудился и заболел бронхитом. В ноябре бронхит перешел в воспаление лёгких. 18 ноября 1922 года в Париже, Марсель Пруст скончался, и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Марсель Пруст известен в истории французской литературы как родоначальник психологического романа. Роман «Жан Сантей», над которым писатель работал с 1895 по 1904 год, был опубликован лишь в 1952 году.

Широкое распространение получил «опросник Марселя Пруста». На многих телеканалах в мире, ведущие приглашали известных людей на свои передачи, в конце которой задавали вопросы из данного опросника. На первом канале Российского телевидения, «опросник Марселя Пруста» используется в программе «Познер», с телеведущим Владимиром Познером.

Most Popular Topics

Editor Picks