Литературные премии Франции 0 199

Grand Prix de l'Académie Française

Открывает сезон престижных литературных наград стоящая вне конкуренции и времени Гран-при Французской академии (Grand Prix de l’Académie Française). Эта премия, впервые врученная в 1918 году, является одной из старейших во Франции. Лауреатов отбирает солидное жюри, имена четырнадцати его членов вошли в историю культуры ХХ века. Помимо славы и престижа, которые получают вместе с премией победители, их ожидает еще и немалое материальное вознаграждение. У «бессмертных» щедрая рука, ибо счастливого обладателя премии Французской академии одаривают суммой в 50 000 евро (их ежегодно выделяет частный фонд Брокетт-Гонен).

Премия братьев Гонкур (Prix Goncourt) — самая старая и почетная из всех французских премий, она была учреждена в 1903 году по инициативе братьев Жюля и Эдмонда Гонкур. Победителя определяют члены Литературной ассоциации Гонкур, или так называемой Гонкуровской академии. В состав жюри входят десять именитых писателей. Критерии оценки литературных произведений (в основном романов, так как сборники рассказов были премированы лишь дважды) определены в уставе ассоциации: «Премия присуждается литературному произведению, вышедшему в свет в текущем году, за молодость духа и свежесть мысли, за оригинальность формы и содержания». Победителю вручается очень небольшое денежное вознаграждение — 25 евро. Однако тиражи произведения, отмеченного Гонкуром, тотчас взлетают минимум до 250 тысяч экземпляров.

Премия «Фемина» (Prix Femina), или так называемая «Дамская премия», вторая по престижности среди французских литературных наград. Она была учреждена в 1904 году, то есть год спустя после Гонкуровской, и замысливалась как своеобразный протест против женоненавистничества Гонкуровской академии, поначалу игнорировавшей произведения, написанные женщинами. О важности этой премии можно судить хотя бы по тому факту, что существует официальное соглашение между Гонкуром и «Феминой» о чередовании дат их присуждения: раз в два года «Фемина» вручается на неделю раньше Гонкуровской. В состав жюри «Фемины» входят только женщины: двенадцать известных писательниц и критиков. Они выбирают трех лауреатов: за лучшее произведение, написанное на французском языке, за лучшее переводное произведение, а также за самое удачное эссе. Критерии отбора остаются неизменными: «Премию ‘Фемина’ получает самое сильное по духу и оригинальное по форме произведение, обладающее несомненными литературными качествами, свидетельствующими о большом потенциале автора».

Премия «Ренодо» (Prix Renaudot) — еще одна из достойных соперниц Гонкуровской. Первый ее лауреат был провозглашен в 1926 году — кстати, в тот же день и час, что гонкуровский. Но, отдавая дань уважения старейшей премии, это сделали на минуту позже. Такая традиция сохраняется по сей день. В уставе премии записано любопытное положение: «Ренодо», в отличие от всех прочих премий, не может быть присуждена автору, чьи произведения были отмечены за последние пять лет хотя бы одной из французских литературных наград. В состав жюри, как и в Гонкуровской академии, входят десять критиков, журналистов и писателей, но они представляют более молодое поколение литературной Франции.

Премию «Медичи» (Prix  Médicis) с момента ее создания в 1958 году Пьером Жироду называют премией авангардистов. Жироду был весьма недоволен результатами голосований жюри Гонкура, «Фемины» и Французской академии и поэтому решил, что стране нужна другая премия — «не такая, как прочие». Она должна вручаться «начинающему автору романа или рассказа, имя которого еще не известно широкому кругу читателей, но который обладает безусловным оригинальным талантом». Поначалу «Медичи» присуждали в основном представителям «нового романа», стоявшим в авангарде французской литературы, но со временем критерии «Медичи» утратили свою «особость». Кстати, с момента своего учреждения «Медичи» вручается в один день с «Феминой» — отставая всего на одну минуту. Ее денежный эквивалент — 2222 евро. Эту сумму перечисляет победителю основательница и меценат премии Гала Барбизан. Существуют также «Медичи» за лучшее переводное произведение и «Медичи» за эссеистику.

«Интералье» (Prix Interallié) — премия журналистов была задумана в 1930 году как некий фарс или пародия в противовес «мужененавистнической» «Фемине». Но со временем «Интералье» стала очень серьезной и в то же время популярной литературной наградой. Десять известнейших французских журналистов выбирают достойного лауреата, причем он должен быть не просто писателем, но еще и журналистом.

Декабрьская премия — самая модная и молодая во Франции. Как на то указывает ее название, она вручается последней из всех, уже в декабре, и закрывает литературный сезон. Премия была учреждена в 1999 году по инициативе любителя литературы и мецената Пьера Берже. У премии весьма солидный призовой фонд — 100 тысяч евро. Декабрьская премия присуждается литературному произведению, «чтение которого дарит настоящее интеллектуальное наслаждение». В жюри входят двенадцать человек — известные актеры, критики, писатели, общественные деятели, и не только французские, но также иностранные, ибо предполагается, что интеллектуальное наслаждение доступно всем ценителям французской литературы.

«Иностранная литература» 2007, №5

Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поль Верлен 0 229

Поль Верлен

Поль Верлен (Paul Verlaine) родился в Меце (Лотарингия) 30 марта 1844 в семье офицера. В раннем детстве кочевал с отцом и матерью по разным гарнизонам; в 1851 г. отец вышел в отставку (возможно, в связи с узурпаторством Наполеона III), семья поселилась в Париже, Верлен был отдан в пансион и посещал классы лицея Бонапарта (переименованного в лицей Кондорсе, потом в лицей Фонтана и вновь Кондорсе). В 1862 г. среднее образование было закончено, Верлен получил звание бакалавра и записался на лекции в училище правоведения, но занимался там лишь два или три семестра.

Далее он поступил на службу — сначала в страховое общество, затем в одну из парижских мэрий, а потом перешел в городскую управу, где работал до лета 1871 г. Отец его умер в конце 1865 г., сильно подорвав неудачными коммерческими предприятиями имущественное положение семьи . В 1869 г. Верлен познакомился с некоей Матильдой Мотэ, ничем не замечательной буржуазкой, и осенью 1870 г., в первые недели франко-прусской войны, женился на ней.

Семейная жизнь скоро осложнилась. Явное несоответствие интеллектуального и культурного уровня не дало возможности супругам стать друзьями. Кроме того, Верлен уже тогда был привычным потребителем алкоголя, и это повлекло ряд семейных конфликтов, учащавшихся и усугублявшихся.

В дни Коммуны Верлен не покинул, как многие другие чиновники, ставшие на путь саботажа, своей должности в городской управе и, таким образом, стал «коммунаром». Впрочем, со многими деятелями Коммуны, в том числе с будущим ее грозным прокурором Раулем Риго, он был знаком еще в студенческие годы, встречаясь на лекциях и в кабачках, а с некоторыми, как Ксавье Рикар, дружил. По ликвидации Коммуны Верлен, опасаясь репрессий, покинул службу и Париж, но жил, притаившись, в семье тестя.

К этому времени относится его знакомство и дружба с Артюром Рембо, приведшая к катастрофе. Рембо, тогда еще семнадцатилетний юноша, но уже определившийся как зрелый и замечательный поэт, после нескольких неудачных побегов из родительского дома (его семья жила в Шарлевилле) в Париж, прислал Верлену, единственному, кого он «признавал» из современных поэтов, свои стихи и просил у него гостеприимства. Верлен пришел от стихов в восторг и распахнул перед юным поэтом двери своего дома. Рембо поселился у Верлена. Это внесло новый разлад в семейную жизнь последнего.

Поль Верлен и Артюр Рембо
Поль Верлен и Артюр Рембо

Рембо отличался тяжелым характером, был груб, неуживчив и взрывчат; Верлен же нашел в нем ту родственную душу и то понимание, которых ему недоставало. Друзья проводили время в бесконечных прогулках, беседах, попойках, в результате чего отношения Верлена с женой разладились вконец. После ряда тяжелых сцен решено было, что супруги на время разъедутся чтобы «отдохнуть друг от друга». Мать Верлена согласилась снабдить сына деньгами для путешествия. Верлен и Рембо отправились в Бельгию (летом 1872 г.), — затем в Лондон, где прожили до весны. Они вели веселую бродяжническую жизнь, писали стихи, беседовали и, конечно, пили. Верлен, впрочем, часто встречался с жившими в Англии эмигрантами-коммунарами, а Рембо усердно изучал английский язык, что ему пригодилось в дальнейшей его скитальческой жизни.

В это время жена Верлена начала в Париже дело о разводе, чем Верлен был до крайности потрясен.

Далее осложнились отношения с Рембо. Произошло несколько разрывов и новых встреч, пока в конце концов в Брюсселе во время последнего объяснения, при котором присутствовала и мать Верлена, поэт, бывший в совершенно истерическом состоянии и вдобавок нетрезвый, выслушав категорическое решение Рембо расстаться с ним, произвел в своего друга два выстрела и легко ранил его в руку. Тут же Верлен осознал происшедшее, разрыдался, умолял о прощении, просил убить его. Решено было, что Рембо все-таки уедет. Верлен отправился провожать его на вокзал. По пути он снова стал умолять Рембо остаться с ним; вновь вспыхнула ссора, и Рембо, увидев, что Верлен сует руку в карман, и вообразив, что тот вновь собирается стрелять, пустился бежать, призывая на помощь. Полиция задержала Верлена, найдя при нем оружие. В участке Рембо рассказал об утренней стрельбе. Верлен был предан суду по обвинению в покушении на убийство и приговорен к двухгодичному заключению

Рембо вскоре покинул Европу и много лет прожил в Америке, торгуя слоновой костью и отказавшись от писания стихов. Нажив состояние, он вернулся в Европу и вскоре умер от саркомы (1891). Верлен озаботился изданием его сочинений и радовался посмертному успеху своего странного друга.

Отбыв наказание, Верлен вернулся во Францию, некоторое время жил в деревне у родственников, затем уехал в Англию, где провел два года, занимаясь преподаванием французского языка в разных школах. Затем он перебрался во Францию и несколько лет преподавал в духовном коллеже в городке Ретель, наслаждаясь, по собственным словам, «счастьем безвестности». Но другого счастья у него не было. Его жена за время заключения его успела получить развод и навсегда разлучила его с сыном, родившимся в первый год их брака.

Верлен страстно тосковал по ребенку, и это было одной из причин нового перелома в его жизни. Среди его учеников находился некий Люсьен Летинуа, сын фермера. Верлен горячо привязался к юноше, как бы видя в нем утраченного сына, и, когда Люсьен окончил коллеж и должен был уехать на родину, Верлен решил не расставаться с ним и стать фермером. Мать Верлена, неспособная отказать в чем-либо своему сыну, согласилась дать денег и на эту затею. Была куплена ферма на имя Летинуа-отца, где Верлен и поселился вместе с Люсьеном.

Крестьянина из Верлена не вышло. Физически слабый, лишенный всякой настойчивости, он вел дело кое-как, предпочитая прогулки и беседы с Люсьеном и писание стихов. Ферма давала лишь убытки, покрываемые из тощавшего кошелька матери. В конце концов Верлен бросил ферму и укатил с Люсьеном в Лондон. Этот период до сих пор весьма слабо освещен биографами. Осенью 1881г. оба друга очутились в Париже, где Верлен возобновил литературные знакомства и быстро стал приобретать известность.

Вскоре отбывавший воинскую повинность Люсьен заболел тифом и умер, повергнув Верлена в безутешное горе. Папаша Летинуа, «законный владелец» фермы Верлена, продал ее и денежки
прикарманил.

Несколько лет Верлен жил в Париже, ведя утлое и необеспеченное существование, безуспешно пытался вновь устроиться на службу и потом внезапно опять решил «сесть на землю». Снова был куплен клочок земли, и Верлен поселился вместе с матерью в деревне. Дело шло плохо. Верлен много пил, отношения его с матерью стали портиться, и однажды разыгралась тяжелая сцена, во время которой Верлен грубо обошелся с матерью. В дело вмешались третьи лица, и Верлен вновь попал под суд и сел на месяц в тюрьму.

Из тюрьмы он вернулся в Париж, и начался последний период его жизни — период бродяжничества, пьянства, нищенства (вскоре умерла его мать, и последняя опора его исчезла), растущей славы и углубляющегося творческогоупадка. Верлен становится «богемой» в полном смысле этого слова, завсегдатаем кабаков, постоянным пансионером госпиталей, куда его в первые годы безденежья помещали влиятельные друзья. Он — помимо молодых поэтов, внемлющих ему как оракулу, — водит компанию со всяким сбродом, делит жизнь с подозрительными женщинами, живет на чердаках и в подвалах и весь свой, уже немалый, хотя нерегулярный, заработок тратит на алкоголь.

А слава его приобретает уже бесспорные очертания. В 1894 г. скончался Леконт де Лиль. Журнал «La plume» предложил поэтам избрать ему «преемника», «короля поэтов». Поэты откликнулись, и большинство голосов получил Верлен. Но «корону» пришлось ему носить недолго. Уже давно больной артритом, он умер 8 января 1896 г.

Похороны его приняло на себя правительство, и в речах, произнесенных над его могилой, его уже называли великим.

Андре Бретон 0 218

Андре Бретон сюрреализм

Андре Бретон (Andre Breton) (1896-1966 гг.) — французский поэт и теоретик литературы, один из основоположников сюрреализма. Биография Бретона — это биография сюрреализма, чьи демарши, выставки, манифестации, взлеты и падения соответствуют событиям в личной судьбе его лидера. Сюрреализм ненадолго пережил своего создателя — в 1969 году течение прекратило официальное существование, и это свидетельствует о той безусловной роли лидера, которую играл в нем Бретон. Поэзия оказалась не самой сильной стороной его творчества. Мощный организатор и теоретик движения, он куда убедительнее писал прозу и куда изысканнее — манифесты. В то же время с точки зрения группы и ее адептов, Бретон был наиболее значительным поэтом своего времени.

В поэтике Бретона естественным образом нашли отражение все им же сформулированные основные постулаты поэтического письма: и автоматизм, и онейризм, и незавершенность. Такая поэзия выплескивается наружу, становится образом жизни.

В 1930-х гг. отверг и сюрреализм, и коммунизм, но на всю жизнь остался приверженцем политического радикализма. В число его произведений входят: полуавтобиографическая повесть «Надя» (1928 г.); «Сообщающиеся сосуды» (1932 г.), теоретическая работа о толковании сновидений; сборник «Поэмы» (1948 г.). Бретон основал несколько литературных обозрений, в том числе «Литература», «Минотавр», которые стали выразителями его литературных взглядов.

В 1932 году вышел наиболее значительный сборник Бретона — «Седовласый револьвер», вобравший все существенные стихи из сочиненного им до того времени и снабженный подробным предисловием, из которого часто цитируют характерную формулу: «Воображение — это то, что имеет склонность становиться реальностью».

Поэтические приемы Бретона суть производное от иной системы, допускающей в поэтическую речь все формы прозаикации и носящей в подтексте весь комплекс современной культуры, включая самые маргинальные ее области. Полный доступ в поэзию любого явления бытия, абсолютная свобода созидания и мысли были поэтической реализацией главной философской идеи сюрреализма — дать человеку максимальное величие и поставить на место Бога.

Most Popular Topics

Editor Picks