Романская архитектура 0 3502

Мон-Сен-Мишель фото

Приход христианства, наступившего после падения римской империи, принес Франции единство и общее спокойствие. В этот период (X-XIв.) религия была очень распространена по всей французской территории, доказательство этому — большое количество церквей.

История французской архитектуры начинается именно с этой эпохи, так как нет достоверных сведений о более ранних — кельтской и франкской культурах не сохранилось. На территории Франции, главным образом на юге, в Провансе и Дофине, сохранились остатки храмов галло-римского периода.

Базилика Сен-Сернен в Тулузе
Базилика Сен-Сернен в Тулузе

Романская архитектура, безусловно, имеет свой стиль, свои отличительные черты. Романский стиль характеризуют округленные арки и высокие стены, которые вместе являются простыми, но в то же время тяжелыми.

В XIX-XIII века паломничество и многочисленные нововведения (в том числе пришедшие с севера) полностью изменили архитектурный облик храмов во Франции. Наиболее значительными памятниками являются: церковь Мон-Сен-Мишель (Mont Saint-Michel) на западе Франции, аббатство Сен-Обед (Saint Aubin) в Анже, Базилика Сен-Сернен (Basilica de Saint Sernin в Тулузе), Кафедральный собор Сен-Лазар (La cathédrale Saint-Lazare) в Отене, Saint-Madeleine в Везеле.

Кафедральный собор Сен-Лазар в Отене
Кафедральный собор Сен-Лазар в Отене
Previous ArticleNext Article

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поль Элюар 0 1015

Поль Элюар и Нуш

Поль Элюар (Paul Éluard) родился 14 декабря 1895 в Сен-Дени. Своим псевдонимом Элюар выбрал фамилию бабушки по материнской линии; его звали Эжен Грендель, и он читал свою фамилию — Grindrel — как «Grain d’aile»:»Крылатое зернышко». Впоследствии именно так он назвал свою единственную сказку, написанную для детей, и она оканчивается словами, которые можно отнести ко всему его творчеству: «Я рассказал вечернюю сказку, как раз такую, какую ты ждала: ту, от которой твой взгляд прояснится в моем сердце пребудет тепла».

Элюар принадлежал к течениям дадаизма и сюрреализма и до Второй мировой войны был одним из вождей французской авангардистской поэзии. Почти все его стихотворения — попытки передать в лирике видения иного мира, за пределами реальности. Среди его поэтических книг — Умирать от того, что не умираешь (Mourir de ne pas mourir, 1924), Град скорби (Capitale de la douleur, 1926), Сама жизнь (La Vie immdiate, 1932), Естественный ход вещей (Cours naturel, 1938), Поэзия и правда 1942 года (Posie et vrit1942, 1943). Вместе лидером сюрреалистов А.Бретоном выпустил своего рода исследование подсознательного под названием Непорочное зачатие (L’Immacule conception, 1930).

Поздние стихи Элюара, написанные во время оккупации Франции нацистами, свидетельствуют о его частичном отходе от чистого искусства в сторону политических и социальных тем — сборники Достойные жить (Dignes de vivre, 1944), Лицом к лицу с немцами (Au rendez-vous allemand, 1944), Несчастья бессмертных (Les Malheurs des immortels, 1945).

Слезы в глазах, и на сердце горе,
Постылое горе, унылые слезы,
Живой человек, ничего он не просит,
Печален в тюрьме и печален на воле.
Погода печальна, и ночь беспросветна,
Слепого не выгонишь в темень такую.
А сильный в тюрьме, а слабый у власти,
Жалок король, королева на троне.
Улыбки и вздохи, гниют оскорбленья
В устах у немых и в глазах у трусливых.
Не трогайте здесь ничего — обожжетесь!
Держите-ка лучше руки в карманах.

Произведения Элюара различны, хотя бы потому, что посвящены не одной и той же вдохновительнице: после 1930 г., когда Гала ушла к одному из приятелей Элюара, Сальвадору Дали, спутницей поэта сделалась Нуш, резко не похожая на свою предшественницу (Биограф, близко знавший семью Элюара, описывает Гала как «интеллигентную женщину, страстно преданную авангардному искусству, волевую, честолюбивую, хотя, впрочем, вполне практичную, подавлявшую Элюара своим беспокойством, которое она неизменно поддерживала и в нем». Зато Нуш, в девичестве Мария Бенц, дочь бедных бродячих артистов из Эльзаса, юность которой была весьма трудной и трудовой, — «настоящее дитя народа и по своему прошлому, и по душевному складу. Ей были присущи какой-то спокойный реализм, энергичная мягкость, покровительственная нежность, которые отбрасывали на Элюара свои успокаивающие тени».

Стихи Поля Элюара

Было время, когда для Элюара любовь была помощницей вымысла, феей-повелительницей грез. Теперь она, по-прежнему вдохновляя, вместе с тем возвращает на землю, побуждает сегодня и здесь утвердить справедливый, человечный порядок вещей. Она — соратница в общем историческом творчестве.Когда любящий рассказывает о себе и своей подруге, его звездная быль откликается в сердцах слушателей приглашением в свою очередь преломить хлеб радости. Самое личное из чувств — и призыв, и первый шаг к тому содружеству людей-братьев, которое грядет, коль скоро их потребность в раскрепощении воплотится в дела.

В ноябре 1946 г. элюаровская «нить братства» оборвалась: смерть пришла в его дом и унесла Нуш. Для Элюара эта гибель казалась пропастью, куда рухнули в один миг обломки рассыпавшейся на куски жизни, «Увидеть мне дано, как жизнь моя уходит с твоею вместе». Все, что прежде выглядело осмысленным, погрузилось в ночь, где он сам — лишь «черная тень в ночи», лишь «росток смятенья», «нуль», расползающийся вширь. Приступы отчаяния были так сильны, что Элюар очутился на пороге самоубийства.

Смутная тень.
Все несчастья на свете,
А над ними любовь моя
Псом бесприютным.

В нисхождении вслед за призраком умершей по ступенькам все более беспросветного одиночества однажды наступил момент, когда он с предельной ясностью ощутил, что подлинная верность той, «чье сердце устремлялось навстречу другим сердцам», — не зачарованность маской, снятой с ее лица на смертном ложе. Верность ей совсем в другом, в сохранении того, что было добыто и завоевано вдвоем, когда они были вместе и твердо знали: «Жить — значит разделять жизнь с другими… Единственное возможное убежище — весь мир». И этим воспоминанием собеседник смерти «был возвращен к себе подобным как законный брат». Он робко протянул руку навстречу тем, от кого еще вчера, казалось бы, был навеки отделен внезапно выросшим могильным холмиком, его лицо вновь озарила слабая улыбка надежды, на которую получил право победитель, одолевший смерть в собственной душе. После этой «прожитой и побежденной смерти» становится возможным воскресение к жизни, а следовательно, через несколько лет, встреча с другой женщиной — Доминикой, которую Элюар узнал в 1949 г. в Мексике и которая была с ним до его последних дней. Ей посвящена книга «Феникс» — книга о
восставшей из праха любви:

Явилась ты и ожил вновь огонь
Мрак отступил заискрился мороз…

В 1951 совместно с П. Пикассо выпустил сборник «Лик всеобщего мира». Дважды приезжал в СССР, в 1950 и 1952 годах.

В 1953 году получил международную премию Мира.

Поль Элюар умер после приступа тяжелой болезни 18 ноября 1952 г. в Шарантоне.